Из всех фильмов про «чужих», четвертая часть создавалась в пожалуй самых благоприятных условиях. Устав от дрязг, сопровождавших съемки трех предыдущих фильмов, студия и продюсеры кажется сделали все что только возможно, чтобы съемки проходили в как можно более легкой и непринужденной обстановке.
Если в предыдущих случаях режиссером назначались или дебютанты или люди имевшие всего один фильм в своей фильмографии, то в этот раз пост достался Жан-Пьеру Жене, имевшего в своем активе два фильма и ряд короткометражек. В отличии от предыдущих фильмов, продюсеры не были допущены к написанию сценария. Собственно, сам сценарий был утвержден сразу же и все вносившиеся в него изменения были главным образом связаны с бюджетными ограничениями. Студия не вмешивалась в работу режиссера — Жене получил карт-бланш снимать фильм в том стиле, в котором он посчитает нужным и со своей съемочной группой. Не было ни уволенных актеров ни режиссеров, ни забастовок на съемочной площадке, ни яростных споров о том в каком направлении вести франшизу. Все просьбы и пожелания Сигурни Уивер сразу же выполнялись. Возникает резонный вопрос — не из-за всего ли этого “Чужой: Воскрешение” получился именно таким, каким мы его знаем?
Когда в 1992 году на экраны вышел “Чужой 3”, то он оставил после себя много недовольных людей. Но как оказалось, больше всего была недовольна студия, которая по итогам проката получила намного меньше денег, чем ожидалось. Впрочем, сами чиновники были уверены, что они еще могут сорвать ва-банк – надо просто снять еще один фильм про чужого, в духе первых двух частей — и все само собой исправится и франшиза вновь станет популярной.
Возможно по причине негативного опыта полученного на съемках третьей части, а возможно и по искреннему убеждению, но и Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл были категорически против любого продолжения история, считая что оно обесценит всю серию. Но в Голливуде здравый смысл и желание заработать не очень часто сопутствуют друг другу, и потому студия “20 Век Фокс” отмела все возражения, и запустила четвертую часть в производство, сразу же наняв сценариста.
Задачу продолжить серию получил Джосс Уидон, чьи предыдущие работы впечатлили студийных чиновников. Он получил “простую” установку – написать сценарий, который бы пугал так же как первая часть, и содержал в себе столько же экшна, как и вторая.
Интересно что перед премьерой «Чужого 3» Дэвид Гайлер как-то пошутил, что если что, они всего могут клонировать Рипли. Кто ж мог подумать, что эта шутка окажется настолько пророческой? Уидон решил воспользоваться идеей клонирования кого-то из умерших в триквеле героев и написал 30 страничный тритмент, в котором главная роль отводилась персонажу Ньют. Но когда он принес свои наработки на студию, та попросила переписать всю концепцию под Рипли.
Дело в том, что Сигурни Уивер, до того щедро раздававшая интервью, в которых утверждала, что окончательно поставила точку в истории персонажа, ибо не хочет продолжать сниматься в фильмах, в которых ее героиня “бы просыпалась, а вокруг бегали монстры”, дала согласие на четвертую часть. Вероятно, 11 миллионов долларов гонорара, пост со-продюсера и готовность студии идти на любые уступки могут заставить передумать кого угодно.
Уидону пришлось заменить Ньют на Рипли, и в сентябре 1995 года он представил студии свой переработанный сценарий. В целом, его сюжет уже соответствовал итоговому фильму – но между ними имелся ряд заметных отличий в деталях.
В открывающей сцене мы видели сон Рипли в котором они с Ньют находятся на пшеничном поле и на Ньют набрасывается стая плотоядных насекомых. После этого мы переносимся на борт находящейся на орбите Плутона космической станции Аурига и видим операцию, в которой доктор Гедимин и доктор Врен извлекают из клонированной Рипли эмбрион Чужого. Когда после операции заканчивается и Рипли начинают зашивать, она приходит в себя, хватает хирурга за руку и ломает ее.
Первоначальный дизайн Ауриги
Пока ученые тестируют и анализируют Рипли, рассказывают как ее воскресили и показывают карточки с рисунками (эта сцена есть в расширенной версии фильма), записывая ее реакции, к Ауриге прибывает пиратский корабль Бетти с экипажем из 8 человек.
Экипаж Бетти. Если кто забыл, то слева направо — капитан Элджин, его подруга Хиллард, Врисс, Джоннер, андроид Колл и Кристи.
Помимо 6 персонажей, попавших в фильм, в первом сценарии Уидона также присутствовал некий Рэйн (ничем не примечательный персонаж с парой реплик, вся характеристика которого сводилась к тому что он очень тощий) и Сэн-Джуст – киллер-азиат с двумя спрятанными в рукавах пистолетами
Дальнейшая часть сценария до побега чужих практически полностью соответствуют фильму. Единственная удаленная сцена – это сон Рипли, в котором она занимается сексом с Гедимином после чего ее язык превращается в челюсть чужого и она убивает ученого.
В качестве замены в фильме появился этот, не менее эротический момент
Когда чужие наконец освобождаются, то атакуют казармы военных и те в панике бегут с корабля – ибо оказывается что их энергетическое оружие просто не способно пробить броню ксеноморфов. У кого-то из солдат находится нормальный пистолет и он немедленно пускает его в ход что приводит к печальным последствиям – попавшая на стекло иллюминатора кислота проедает его, что приводит к тому, что нескольких горе-вояк и командующего ими генерала Переза высасывает в маленькую дырочку.
Оставшаяся на борту Ауриги команда Бетти, доктор Врен и трое выживших солдат объединяются, чтобы дойти до космического корабля. Вскоре они натыкаются на Чужого, который убивает Элджина и одного из солдат. Остальные начинают стрелять в чужого, демонстрируя те же навыки точности, что и герои “Парка Юрского периода” — ибо раз за разом промахиваются и совершенно не могут попасть в монстра. В этот момент на сцене появляется Рипли – чужой сразу же бросается на нее, они дерутся, в чужого снова стреляют, наконец-таки попадают и затем Рипли вырывает у него внутреннюю челюсть.
Далее группа подбирает Врисса, у которого в инвалидном кресле оказывается спрятан целый арсенал, включая автоматы и гранатометы, и как следует вооружается.
Чтобы перейти на новый уровень, людям нужно пройти через помещение в котором прячутся трое чужих. Команда пробует заманить их в камеру с жидким азотом и заморозить – но те “чуют” подвох, и тогда Рипли предлагает использовать в качестве приманки Колл. Колл разумеется против, и тогда Рипли против ее воли вталкивает ее в помещение к чужим. Это привлекает внимание ксеноморфов: они гонятся за Колл и попадают в камеру, где на них выпускают жидкий азот — после чего Джоннер в стиле второго «Терминатора» разбивает выстрелами замороженные фигуры чужих.
Далее, как и в фильме, команда находит колониста Пурвиса, внтутри которого находится еще не вылупившийся эмбрион Чужого, а затем лабораторию, где хранятся предыдущие неудачные клоны Рипли.
Затем следует подводный эпизод. Основное его отличие от фильма – намного больший масштаб. Вначале трое чужих хватают одного из солдат и Рэйна – Джоннер убивает парочку монстров (все это разумеется происходит под водой), но за ними следуют новые ксеноморфы.
Команда выбирается на поверхность и попадает в шахту лифта, где их поджидает гнездо с яйцами чужих. Поскольку в этой ранней версии сценарии Кристи еще не обладал способностями отправлять пули по самым невероятным траекториям, то лицехватов уничтожали по старинке, просто расстреливая в упор.
Герои карабкаются вверх по шахте, а за ними по пятам лезут все новые и новые чужие, некоторые из которых несут на себе лицехватов. Сэн-Джуст убивает одного из них, затем еще одного. Воспользовавшись суматохой Врен стреляет в Колл и бросает всех, закрывая в шахте. Кровь очередного чужого попадает на Кристи и убивает его.
Затем сверху спускается лифт – внутри оказывается Колл. Команда грузится в лифт, за который снизу цепляется чужой. Поднявшись наверх, Рипли стреляет из дробовика по тросу, после чего лифт падает вниз и давит остальных чужих, что сопровождает одобрительным нецензурным криком Джоннера.
Команда узнает, что Колл андроид, после чего она подключается к компьютеру корабля и направляет его на столкновение с Землей. Далее, выжившие прибираются на верхнюю палубу корабля, которая представляет собой сад длиной в милю и чтобы сэкономить время, садятся в некую колесную машину. В процессе поездки они натыкаются на огромное поле конопли – что вполне вероятно объясняет все особенности поведения ученых и солдат с Ауриги.
Растаманскую идиллию прерывают чужие, которые перемещаются по деревьям и сверху прыгают на машину. Один из них убивает Хиллард, другой серьезно ранит ногу Сэн-Джуста. Кислота убитого чужого начинает проедать внешний корпус корабля и Сэн-Джуст, который теперь не может идти, остается прикрывать товарищей, которые пытаются добежать до шлюза до того, как начнется разгерметизация.
Азиат вскидывает два пистолета и начинает укладывать монстров десятками, пока наконец кислота не проедает переборку до конца и его вместе с чужими не выкидывает в космос. Но выигранного им времени хватает, чтобы остальные герои успели спастись. Выжившие бегут к Бетти, но один их чужих хватает Рипли и тащит в Улей. Колл хочет идти за ней, но остальные убеждают ее что в этом нет смысла и она продолжает путь к Бетти.
Там героев уже поджидает добрый доктор Врен, который хочет чтобы Колл отменила свои последние команды и отправила Ауригу к орбитальной станции. Он убивает последнего солдата, после чего на него нападает колонист Пурвис, который как и в фильме разрождается Чужим аккурат через голову доктора.
Что же касается Рипли, то в Улье она становится свидетелем того, как мутировавшая Королева чужих дает жизнь Новорожденному. В версии Уидона это четырехлапое существом, без глаз, размером примерно с Королеву с белой кожей и красными венами вдоль головы. Как и у остальных чужих, у него есть внутренняя челюсть, и кроме того клешни на голове, которые он использует для того, чтобы держать жертву и пить ее кровь.
Один из множества альтернативных дизайнов Новорожденного
Новорожденный убивает Королеву и сразу же начинает высасывать кровь из людей в коконах. Рипли высвобождается, находит винтовку и повторяет финал “Чужих” расстреливая все гнездо и всех трутней-чужих, но при этом каким-то образом не попадает в Новорожденного.
Когда у нее заканчиваются патроны, она бросает оружие и выбирается из Улья, пытаясь успеть эвакуироваться на Бетти до столкновения. Новорожденный разумеется следует за ней. Аурига входит в атмосферу и за несколько секунд до ее столкновения с Землей, экипаж Бетти открывает створки шлюза и стартует с обреченного корабля. В последний момент, Рипли и Новорожденный запрыгивают на внешний корпус Бетти.
Колл видит это, открывает боковую дверь и пытается застрелить зацепившегося за корабль монстра из гранатомета (!). Но даже прямое попадание похоже никак не действует на Новорожденного. В конце концов, Бетти совершает аварийную посадку в заснеженном лесу посреди гор. Рипли, все это время провисевшая на корпусе Бетти, находит цепочку следов и следует по ней до обрыва. Там она снова встречает Новорожденного, который отрастил крылья (!) и взяв разгон с обрыва, собирается лететь к находящемуся рядом городу.
На помощь Рипли приходит Колл, которая управляет так вовремя нашедшейся в грузовом отсеке Бетти летающей сельскохозяйственной машиной (в сценарии она названа харвестером). На некоторых фан-сайтах утверждаеся что харвестер это тот же транспорт, на котором герои ехали по саду с коноплей – но в этом сценарии это однозначно другая машина.
Колл пытается изрезать Новорожденного лопастями харвестера, но в конце концов тому удается вывести машину из строя. Правда монстр сам получает ранения и больше не может летать. Тем временем Рипли подбирает гранатомет Колл после чего снова следует еще одна сцена, подозрительно похожая на второго «Терминатора» – Рипли стреляет в монстра из гранатомета, каждым выстрелом немного подталкивая его к краю обрыва, под которым лежит харвестер. Когда ей почти удается скинуть его на лопасти харвестера, у нее кончаются заряды. Тогда Рипли разгоняется и прыгает на Новорожденного, буквально сталкивая его вниз. Колл включает машину и она измельчают большую часть монстра. После этого харвестер взрывается, и то что осталось от Новорожденного, сгорает.
В финальной сцене, четверка выживших (Рипли, Колл, Джоннер, Врис) сидят в лесу у костерка, смотрят на догорающего Новорожденного и распивают уцелевшие при аварийной посадке запасы алкоголя. Команда Бетти решает не дожидаться прихода властей и скрыться — и Рипли присоединяется к ним. Колл спрашивает у Рипли, что им делать дальше и та отвечает – “Не знаю. Я и сама чужая в этом мире”…
Как всегда очень интересный материал. Жаль, что Чоу Юнь-Фат так и не попал в этот фильм.