Как никогда в отношении сиквелов популярных и кассовых картин, особенно в столь зажатом в тесные художественные рамки жанре ужасов, актуально выражение, что дважды в одну реку не войдешь. Однако достопочтенный режиссер Джеймс Ван в эту кинематографическую реку умудрился войти трижды. Сделав относительно небольшой перерыв после выхода сверхуспешного «Заклятия», собравшего обильный урожай кассовых сборов и положительной критики, Джеймс Ван выстрелил на экраны и продолжением одного из своих наиболее культовых творений — «Астрала» 2010 года. Такая огромная творческая работоспособность режиссера, безусловно, не могла не сказаться и в отрицательном плане на новой картине и, хоть «Астрал: Глава 2» в прокате искусно побил своих конкурентов, огромное «фи» от критиков фильм получил, ибо «Астрал: Глава 2» достаточно сильно по своему качеству уступает недавнему «Заклятию», имеется типичная для большинства сиквелов неистребимая проблема вторичности и самоповторов, однако на фоне первого фильма его продолжение (хотя, скорее приквел) смотрится уверенно, закрепляя за Джеймсом Ваном репутацию современного мастера хоррора, умеющего и кровь пустить, и саспенсом испугать, умело используя операторские изыски великого Леонетти и мрачный музыкальный флер Джозефа Бишары.
«Астрал: Глава 2» поначалу выглядит логическим продолжением первой картины, начавшись с финального момента оригинала. На протяжении больше сорока минут Джеймс Ван и его постоянный оператор Джон Леонетти мастерски создают необходимую для любого качественного хоррора жуткую атмосферу, выдерживая картинку в единой, лишенной тепла манере и добавляя в сугубо неоготическое повествование нотки детективной интриги. В дальнейшем четко выстроенная мистическо-детективная линия отступает и Джеймс Ван мастерски начинает превращать фильм из истории о доме с призраками в легкий, эфемерный даже слэшер с наличествующей в нем доминирующей темой грехов прошлого и расплаты за них. Как и следовало ожидать, финал фильма не кажется однозначным и все точки над I он не ставит. Данный сюжетный ход не кажется художественно обоснованным и лишь подточенным под коммерческую колею, ибо, стоило фильму громко стартануть в прокате, как было объявлено решение о запуске третьей части из новообразовавшейся франшизы, хотя историю семейства Ламбертов можно фактически завершить на данном этапе.
Из фильма-оригинала в главу вторую перекочевало немало знакомых лиц. Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Тай Симпкинс, Барбара Херши, Лин Шей отыгрывают свои перформансы в ленте весьма убедительно, однако иногда в актерской игре данных лиц заметна механистичность и усталость. Больший уровень реалистичности продемонстрировали молодые копии наших героев, сыгранные Джосселин Донахью, Линдсей Сэйм и Гарретом Райаном. Также довольно запоминающиеся второплановые персонажи получились у Даниэль Бисутти, Тома Фитцпатрика и Майкла Бича.
Итак, «Астрал: Глава 2» — качественный, старательный, однако, увы, испорченный определенной вторичностью сиквел культового неоготического хоррора 2010 года. Полное разочарование поклонникам оригинала вряд ли гарантировано, однако по сравнению в весьма схожим «Заклятием», «Астрал: Глава 2» выглядит несколько хуже. Не лучшая работа Джеймса Вана, но вполне достойная.
Посмотрел Астрал 3?