«Черная дыра» — картина, которая на момент выхода в прокат не предвещала сногсшибательного успеха и всенародной зрительской любви. По общему восприятию намечался побратим франшизы «Чужой», в лучшем случае способный доставить удовольствие во время просмотра, но остающийся бледной тенью упомянутой культовой картины. Появившись на больших экранах, лента Дэвида Туи собрала скромный финансовый урожай, едва покрыв производственные и маркетинговые затраты, но после релиза на домашнем видео неожиданно обрела армию фанатов и возвела в ранг звезды малоизвестного актера Вина Дизеля. Спустя 5 лет с апломбом вышел дорогущий сиквел «Хроники Риддика», катастрофически провалившийся в прокате и доказавший уникальность и бесспорное превосходство с душой сделанного оригинала над мёртво-коммерческим продолжением. И пересматривая «Черную дыру», невольно восхищаешься интуитивным мастерством Дэвида Туи, который филигранно сотворил космический триллер с отнюдь не гениальным сюжетом, но с завораживающей атмосферой, выверенным балансом экшна и хоррора и внутренней искренностью в рамках фантастического сюжета.
Можно сколько угодно говорить, что фильм о крушении звездолета на враждебной планете, населенной монстрами, предсказуем по определению и не сулит оригинальных сценарных ходов. Да, герои весь хронометраж будут отчаянно выживать на проклятой для людей земле, но процесс противостояния оказался невыразимо увлекательным. «Черная дыра» на голову выше среднестатистического монструозного экшн-триллера, благодаря отличной режиссуре, незабываемому главному герою и великолепному видеоряду, при более чем скромном бюджете.
Картина удивляет с самого начала, когда сцена жесткой посадки космического корабля без феерических спецэффектов снята напряженно, жутко и мощно. Фильм цепляет с ходу, чтобы далее сбавить обороты, неторопливо знакомя героев и зрителей с бескрайне-депрессивной пустыней незнакомой планеты. Дэвид Туи внятно прописывает каждого героя, выжившего в катастрофе, готовя аудиторию к нешуточным страстям, которые будут царить в компании невольных братьев по несчастью. В длинном вступлении перед основной смертельной битвой временами кажется, что постановщик не чувствует ритма, но фактически Туи скрупулезно и целенаправленно готовит психологическую почву так, чтобы впоследствии зритель искреннее переживал за каждого героя и гибель любого из них цепляла за душу. При этом персонажи все как один производят неоднозначное впечатление, меняясь или открывая свою истинную сущность по мере развития событий. Белое не раз окрасится в чёрное и наоборот, заставляя аудиторию не просто пугаться в хоррор-сценах, а именно следить за судьбой героев, воспринимая их как живых, а не искусственно-выдуманных людей.
Помимо «человечности», огромная заслуга режиссера в том, что он сумел напугать зрителей монстрами, даже толком не показав их. Чудовища нападают в кромешной тьме, что вызывает мощный устрашающий эффект, когда жертва не успевает осознать, что именно его убило. Визуальная детализация монстров минимальна, но это играет на руку восприятию, когда герои боятся самой темноты, потому что в ней обитает «что-то смертельно опасное». И жизнь персонажей зачастую зависит от действий друг друга, а не от активности чудищ.
Фильм удался по всем статьям, когда недостатки затмеваются достоинствами. Отсутствие масштабных спецэффектов компенсируется талантливыми стилистическими решениями дизайна планеты и блестящей операторской работой. Малое количество действующих лиц в скромных локациях искупляется интересными характерами персонажей, хлесткими диалогами и монументальной фигурой центрального анти(героя) Риддика – жестокого убийцы, неожиданного оказавшегося главной надеждой на спасение остальных. Выбор Вина Дизеля стал стопроцентным кастинговым успехом и одной из лучших его ролей, далеко ушедшей от образа стандартного экшн-героя. И фильм запоминается в первую очередь не боевыми и страшными сценами, а атмосферой, визуализацией и героями, что и характеризует «Черную дыру» как настоящее кино, маленький жанровый шедевр, который хочется пересматривать.
Я как раз недавно сам посмотрел картину. К сожалению, описываемую тобой атмосферу не удалось мне прочувствовать. Плохим кино не назову, но и чем-то особенным оно не зацепило. И даже Рада Митчел положение не спасла. Больше всего запомнились глаза глаза Риддика)) и после просмотра интерес к новому «Риддику» как-то поубавился…
Что ж, Никита, Риддик — не твой герой 🙂 Тогда тем более не смотри сиквел «Хроники Риддика» — неудачно-бездарную попытку заключить героя Вини Дизеля в рамки многомиллионного потенциального блокбастера, по сравнению с которым «Черная дыра» смотрится шедевром…