Автор рецензии — VitoKorleone
Риддик ослаб. Риддик размяк. Риддик утратил бдительность. Упиваясь властью и находящейся под рукой мощью многотысячной армии некромонгеров, он не замечает творящихся за его спиной козней, учинённых генералом Ваако, жаждущим присвоить корону себе. А потому, вскоре Риддик оказывается на бесплодной враждебной планете, будучи преданным и брошенным умирать бывшими соратниками. Здесь его ждёт схватка не только с местными хищниками, но и сразу с двумя бандами галактических наёмников, открывших на него охоту…
Звезда Марка Винсента, в миру куда более известного под звучным псевдонимом — Вин Дизель, взошла в самом начале 2000-х. Поводом тому послужил вышедший на большие экраны малобюджетный фантастический триллер Дэвида Туи — «Черная дыра». Напряжённая лента о выживании горстки людей на неизвестной планете после катастрофы транспортного корабля была тепло встречена зрителями, полностью отбив бюджет за счёт проката и затем укрепив свои финансовые позиции благодаря продажам на видео и dvd. Но успешность ленты была обусловлена отнюдь не одной только работой сценаристов, режиссёра и всей съёмочной бригады. Тому располагал (и причём в большей степени) исполнитель главной роли и воссозданный им самим на экране образ — Ричард Б. Риддик. Матёрый уголовник и хладнокровный убийца, прагматичный и невозмутимый, окружённый ореолом таинственности (опасен или нет он для окружающих его товарищей по несчастью?), обладающий невероятной физической силой и уникальной способностью видеть в темноте — он просто затмил всех остальных персонажей вместе взятых, хотя сам изначально не позиционировался как главный герой. Для Вина Дизеля эта роль стала настоящим прорывом в его актёрской карьере и практически в одночасье сделала его звездой, чему поспособствовали обаяние, бешеная харизма и впечатляющее атлетическое телосложение актёра. Такой нестандартный и притягательный персонаж как Риддик мог вполне рассчитывать на построение целой вселенной вокруг своей персоны и потому, спустя 4 года, свет увидел сиквел — «Хроники Риддика», дорогостоящее продолжение «Чёрной дыры», которое, неожиданно для всех, потерпело фиаско, провалившись в прокате. Но Голливуд, как известно, не прощает ошибок и, казалось бы, для Риддика всё было кончено.
И вот, почти 10 лет спустя, знаковый для карьеры Вина Дизеля киногерой вновь штурмует большие экраны мультиплексов, на этот раз под куда более лаконичным названием — «Риддик». Без преувеличения — это многострадальный проект. Сам Дизель много лет вынашивал планы по его реализации и сам же внёс немалую лепту в его финансирование и производство. Лишившись поддержки такого гиганта как Universal pictures, Туи и Дизель не могли больше и мечтать о масштабной постановке и полёте фантазии. А потому, умерив аппетиты, вернули своего героя на давно знакомую территорию — неизвестную, взятую произвольно, планету, на которой нашего героя будут ждать новые испытания. Ход, с рациональной точки зрения, абсолютно верный — во-первых: малый бюджет не позволяет «развернуться»; во-вторых: вновь взята схема, используемая в первом фильме и впоследствии принёсшая успех. И, поначалу, кажется, что на этот раз у Туи всё получилось. Стартовая треть фильма выглядит действительно оригинально и нетипично для жанра. Перед нами разворачивается целая повесть о безмолвной борьбе человека за выживание на чужой планете, населённой враждебными плотоядными организмами. Ощущения как от просмотра документального фильма на канале Discovery с небольшими закадровыми вставками красноречивого убийцы в сварочных очках. Даже скудность ландшафтов и не слишком качественная графика не способны испортить приятные впечатления, а прирученный Риддиком полосатый питомец вносит определённую долю сентиментальности и буквально очаровывает. Ну, а сам герой, облачённый в латы и доспехи, не может не восхищать. Авторы словно рассказывают экзистенциональную притчу о необходимости борьбы человека и его месте и роли в этой жизни, а режиссёр преподносит историю ровно так, чтобы она была понятна и тем, кто не видел предыдущие две ленты.
Ну, а дальше, с прибытием на планету наёмников, преследующих исключительно только корыстные и меркантильные цели (ну почти), всё становится плохо и безрадостно — в первую очередь для зрителя. Риддик, недолго побывав в статусе потенциальной жертвы, затевает с охотниками игру в кошки-мышки, повсюду устанавливая капканы, и начиная по одиночке убивать одного за другим, заставляя оставшихся в живых проникнуться паническими настроениями и ощущением беспомощности. На первый взгляд — прекрасный зачин для настоящего психологического триллера, но всё происходящее на экране навевает только одно — скуку, самую настоящую скуку, фильм становится смотреть тяжело чисто физически. Туи просто не способен создать саспенс, атмосферу паранойи и мании преследования, а динамика хромает на обе ноги даже в простых эпизодах. Сам же Риддик настолько выпадает из повествования, что зритель может даже забыть о ком он вообще смотрит фильм. Лента пестрит натяжками и создаёт эффект вымученности — то есть идеи закончились, но до финала ещё далеко и в связи с этим нужно растянуть действо. С логикой тоже не всё гладко (полное отсутствие приборов ночного видения в «мероприятии» по поимке жестокого убийцы, прекрасно видящего по ночам; группа вооружённых до зубов наёмников окружает безоружного Риддика и вместо того чтобы его скрутить, складывает оружие и начинает вести с ним задушевную беседу; паника и всеобщая истерия среди физически крепких и подготовленных мужчин по поводу необоснованно выдуманных у Риддика способностей бестелесного и вездесущего призрака; снайперы, постоянно попадающие в «молоко»; отец Джонза, выглядящий практически ровесником собственного сына; абсолютно глупое стремление главного героя спрятать подальше в горах аккумуляторы космических челноков, если за ними, рискую жизнью, пробиваясь сквозь полчища монстров, всё равно придётся возвращаться и т. д, и т. п.)
По своей сути, «Риддик» обладает потенциалом трёх отдельных самодостаточных картин — это фильм о выживании, своеобразная «Робинзонада» с примесью фантастики; это фильм о тонкой психологической игре охотника и жертвы и, наконец, это фильм о классическом противостоянии человека и инопланетного монстра. Однако справился Туи только с первой третью своей работы, потеряв бразды правления в оставшихся двух. Хотя и они не лишены сильных сторон: обязательное для жанра присутствие брутальности (обнажёнка, кровь, открытые переломы и чёрный юмор), отличная работа художника, качественно сделанные монстры и ярчайшие герои в исполнении харизматичного Хорди Мольи и сексапильной Кэти Сакхофф. Ну, а сам Риддик в очередной раз доказал нам, что под личиной жестокого убийцы прячется благородный воин-одиночка, обнажающий свою беспощадную натуру исключительно только в неблагоприятных для себя обстоятельствах.
Итог: набрав высокий темп в начале, Туи споткнулся на экваторе и так и не смог подняться, представив на суд зрителю довольно неоднозначную картину. С одной стороны — стильную, брутальную и полную ярких героев, с другой — нелепую, скомканную и затянутую. В любом случае, Дизель и Туи старались, это действительно видно, но, зачастую, одних стараний бывает недостаточно.
Добавить комментарий