


|
||||
|
На этот раз это война: как создавался сценарий «Чужих». Часть 2Продолжение рассказа о том, как создавались “Чужие” (первая часть тут). Историю того, как был придуман первый “Чужой” можно почитать тут – часть 1 и часть 2. Студия весьма благосклонно отнеслась к тритменту Джеймса Кэмерона и его идее поменять жанр. В результате, Кэмерон получил заказ написать уже полноценный сценарий. Но ситуация осложнялась тем что в это же самое время он уже работал над сценарием сиквела “Рэмбо” и вдобавок ему потребовалось переписать сценарий “Терминатора”. Подготовка к съемкам “Терминатора” начиналась в феврале 1984 года, и у Кэмерона было грубо говоря 90 дней чтобы написать 360 страниц текста (из расчета трех фильмов стандартным хронометражем в два часа). Для решения этой задачи Кэмерон воспользовался математикой — поделил все свое время бодрствования в течение этих 90 дней на 360, и получил цифру того, сколько часов в день он можете себе позволить потратить на написание одной страницы, чтобы все успеть к назначенному сроку. От тритмента к сценарию
Приступив к работе, Кэмерон быстро стал вносить корректировки в свой начальный сюжет. Во-первых, он пошел по стопам Дэвида Гайлера и Уолтера Хиллаи ввел в действие злодея-человека (в тритменте Берка не было). Тем самым он лучше раскрыл других персонажей и привнес в фильм социальный подтекст, ибо теперь все события в нем случались из-за глупости и жадности обычного корпоративного чиновника против, по сути, случайности в тритменте. Во-вторых, он решил сделать Бишопа хорошим, чем сыграл против подсознательного ожидания публики продолжения темы плохих роботов. Говорят, что многие зрители до самого конца ждали от Бишопа какого-то подвоха, хотя в итоге этот персонаж получился куда человечнее, чем некоторые из людей. ![]() Кстати, во время съемок Лэнс Хенриксен предложил Кэмерону использовать вот такие контактные линзы в сцене где Бишоп изучает лицехвата. Но Кэмерон уверил его, что у него и без линз получился весьма пугающий взгляд. К несчастью для Кэмерона, все его выверенные математические расчеты поломал Сильвестр Сталонне, которые не одобрил многие его идеи для сиквела “Рэмбо” и потребовал переработать материал. В результате, Кэмерону проходилось снова и снова возвращаться к сценарию “Рэмбо”, что съедало время, оставленное им для “Alien II”. В итоге, к назначенному сроку Кэмерон успел написать только 90 страниц сценария. ![]() Узнав об этом, Дэвид Гайлер сильно разозлился, и в ярости даже сказал Кэмерону, что тот больше никогда не будет работать в Голливуде. Но поскольку у них отсутствовали другие варианты, то продюсерам пришлось взять написанный Кэмероном материал, и все его рисунки и скетчи экипировки морпехов, королевы Чужих, поверхности Ахерона и отправиться с ними на студию, в надежде что она выделит им дополнительное время для завершения сценария. ![]() ![]() Итоговый результат превзошел все ожидания – руководство студии так полюбило эти 90 страниц, что чиновники пошли на беспрецедентный шаг и заключили соглашение, по условиям которого Кэмерон мог спокойно снять “Терминатора”, и уже после должен был дописать сценарий. Кроме того, ему было обещано, что если он продемонстрирует свой режиссерский талант в “Терминаторе”, то получит право снять “Чужих”. Конечно, если бы “Терминатор” провалился или был просто умеренно успешен, Кэмерон вряд ли в итоге получил пост режиссера. Но мы все знаем чем в итоге стал «Терминатор», и потому, когда Кэмерон вернулся к работе над сценарием, то знал, что он же и будет снимать фильм. В самый последний момент возникла еще одна проблема, которая могло погубить все – Сигурни Уивер запросила слишком большой гонорар. Студия же не хотела платить актрисе много денег, что поставило весь проект под угрозу. Видя, что ситуация никак не сдвигается с мертвой точки, Кэмерон разработал хитрую схему: он позвонил агенту Арнольда Шварценеггера и, как бы “случайно” обмолвился что пишет альтернативный сценарий к “Чужим” без персонажа Рипли. Как и надеялся Кэмерон, агент немедленно перезвонил своему коллеге, представляющему интересы Уивер, который в свою очередь о связался с главой производственного отдела “20 Век Фокс”, Лоренсом Горденом. Обе стороны справедливо решили, что продолжение возможно только с участием Уивер, и без лишних проволочек подписали контракт. Сценарий
В феврале 1985 года Кэмерон наконец закончил работу над первой версией сценария, имевшего уже привычный заголовок «Чужие» (Aliens). Она насчитывала 121 страницу и сюжетно очень напоминала ту картину, что все мы знаем. ![]() Основные отличия от итогового фильма (я имею в виду 154 минутную режиссерскую версию) заключались в следующем: 1) Присутствовала сцена в футуристической общей душевой на борту Сулако. Этот момент чем-то напоминает эпизоды из «Робокопа» и «Звездной пехоты«, где полицейские/солдаты будущего спокойно переодеваются и моются не взирая на то, что они разного пола.. 2) В эпизоде инструктажа, Рипли называла лицехвата «фактически ходячим органом размножения», на что Хадсон отпускал свою очередную шутку — “Похоже на тебя Хикс!”. 3) На Ахероне (так называлась LV-426 в сценарии) находилось около 30 атмосферных процессоров. ![]() 4) Бишоп не ложился в анабиоз на время полета. Отсек для криокапсул. Дизайн Рона Кобба 5) В сценарии все еще присутствовали две разновидности Чужих – обычные, и парализовывавшие людей Чужие-альбиносы. 6) В сцене бегства морпехов из улья, чужой прыгал на крышу БТР`а и Хикс убивал его, используя автоматическую пушку броневика. ![]() 7) Ньют предлагала Рипли удочерить её. ![]() 8) Когда Бишоп полз по туннелю, он сталкивался с чужим (эта сцена присутствовала и в съемочном сценарии, но так и не была снята). 9) Рипли, спасая Ньют, случайно находила Бёрка, из которого сделали кокон. Он просил Рипли убить его говоря, что чувствует личинку Чужого внутри. В ответ она давала ему гранату. Эта сцена была снята и ее включили в дополнительные материалы blu-ray издания. 10) Немного отличались диалоги: часть реплик была отдана другим персонажам, еще часть впоследствии сымпровизирована актерами по ходу съемок. Например, классические фразы Хадсона вроде “Мы на скоростном лифте в ад”, “Game over man, game over” или Хикса – “Это не значит что мы теперь обручены или что-то в подобном плане”, “Eat this!” не присутствовали в сценарии. Несколько удаленных кусочков сцен можно найти на этой монтажной нарезке
И еще одна милая деталь – в сцене, где Бишоп говорил с Рипли на тему того, что он безопасен, он называл фирму-производителя Эша – Сайбердайн Системз. ![]() В фильме название было изменено на Хайбердайн Системз. После того, как Сигурни Уивер наконец присоединилась к проекту, то она стала бомбардировать Кэмерона предложениями по поводу своего персонажа. Некоторые он включил в сценарий, но три ее основных требования к Рипли (не носить оружия, заняться любовью с чужим и умереть в финале) благоразумно проигнорировал. Создание дизайнов
Что касается дизайнов, внешнего вида техники, экипировки и королевы Чужих,то тут процесс работы отличался от первого фильма. Дело в том, что к моменту прихода Ридли Скотта в проект часть подготовительной работы уже была проделана — и в итоге режиссер решал, что он будет использовать, а что надо изменить. Тут же процесс выглядел следующим образом: Кэмерон как правило делал рисунок того что хотел бы увидеть на экране, после чего производственная команда пыталась воплотить его видение. Вот так например Кэмерон описывал космический корабль Сулако в своем сценарии. ЭКСТЕРЬЕР. ГЛУБОКИЙ КОСМОС – ТРИ НЕДЕЛИ СПУСТЯ Пустое звездное поле. За ними следует гора стали. На основе этого описания Сид Мидпредложил следующий дизайн Сулако. ![]() Кэмерону не понравился этот вариант и он сделал вот такой рисунок корабля. ![]() После доработок Мида, получился знакомый всем облик. ![]() А вот так выглядел погрузчик в видении все того же Мида (не правда ли напоминает экзоскелеты из «Аватара«?) ![]() Кэмерону этот дизайн показался слишком массивным, после чего он был переработан до каноничного варианта. ![]() Первоначальный дизайн броневика от Рона Кобба. Предполагалось, что его колеса будут иметь возможность поворачиваться на 360 градусов. ![]() Похожая с дизайном Сулако история возникла и при разработке облика спускаемого аппарата. Кэмерона не слишком устроили предложенные Сидом Мидом и Роном Коббом варианты. ![]() ![]() ![]() В итоге, режиссер сам сделал модель аппарата взяв за основу облик вертолета “Апачи”.
![]() Знаменитые смарт-ганы тоже делались на основании скетчей Кэмерона. ![]() При создании королевы Чужих Кэмерон решил обойтись без услуг Ганса Руди Гигера. Во-первых, на тот момент швейцарец был занят работой над “Полтергейстом 2”, а во-вторых Кэмерон честно признался, что ему было бы намного интереснее лично заняться работой над королевой Чужих, чем поручать это другим людям. Вот как в его сценарии описывалась встреча Рипли с Королевой Чужих. Массивный силуэт в тумане. КОРОЛЕВА ЧУЖИХ с негодованием смотрит поверх своих яиц, подобно огромному, блестящему, черному инсектицидному Будде. ![]() ![]() ![]() Кэмерон присовокупил к этому описанию несколько рисунков, после чего легендарный Стэн Уинстонзанялся переносом этого образа на экраны. ![]() Что касается самого Г. Р. Гигера, то он первоначально обиделся на то, что его не позвали в проект. Но позже он все же похвалил Кэмерона за дизайн Королевы и признался, что через некоторое время сменил свое изначально скептическое отношение к фильму на более благоприятное. ![]() После выхода фильма, Кэмерону даже пришлось написал письмо Гигеру в котором он объяснял, почему не пытался привлечь его для работы над фильмом. Съемки и выход фильма на экраны
Съемки “Чужих” начались почти ровно через два года после написания тритмента (30 сентября 1985 года) и шли в достаточно тяжелой обстановке. На первой же неделе съемок были уволены оператор и исполнитель главной мужской роли (первоначально Хикса играл Джеймс Римар, но через три дня его заменили на проверенного Майкла Бина), потом такая же судьба постигла ассистента режиссера. ![]() Джеймс Римар в роли Хикса Еще одной проблемой стал произошедшей осенью 1985 года обвал доллара по отношению к фунту стерлингов: как и в случае с “Чужим,” съемки происходили в Англии, бюджет фильма уже был утвержден и студия не намеревалась платить больше. Не особо сложились отношения у Кэмерона с композитором Джеймсом Хорнером, который настаивал на том что ему нужно больше времени для написания саундтрека. Монтажеру фильма Рэю Лавджою тоже пришлось изрядно попотеть, чтобы сохранить свое место – Кэмерона совсем не впечатлял его начальный монтаж, и тому пришлось запереться на выходные в монтажной и перемонтировать финал фильма. Из-за этих и многих других проблем, финальная версия фильмы была готова всего за неделю (!) до премьеры – из-за этого студия даже не успела организовать тест-просмотры. Также в последний момент Кэмерону пришлось пойти на компромисс – его версия фильма насчитывала 154 минуты, но по настоянию студии он вырезал из фильма 17 минут. Через некоторое время, полная версия фильма была выпущена на лазерных дисках, а затем и на более традиционных носителях Впрочем, все эти сложности не помешали фильму большому успеху фильма как со стороны зрителей, так и критиков. Цифры сборов изрядно порадовали студию, Сигурни Уивер получила свою первую номинацию на Оскар – в общем, довольны были почти все, и в этот раз даже Роджер Эберт. Помимо того, что «Чужие» стали таким же этапным фильмом, что и первая часть, они также послужили классическим примером того, как надо снимать сиквелы к культовым лентам. Итальянские мастера трэша тоже отдали “дань уважения” сиквелу, скопипастив его лучшие моменты в фильме «Shocking dark». В международном прокате данное творение кстати вышло с брутальным названием «Terminator II«.
Что касается автора оригинального “Чужого” Дэна О`Бэннона, который не принимал никакого участия в работе над сиквелом, то в своих интервью он достаточно позитивно (учитывая его характер и то как он относился к любой работе посторонних лиц над своим материалом) высказался о фильме, заявив что поменяв жанры Кэмерон сделал наверно единственное, что вообще можно было сделать в данной ситуации. Не последнюю роль в том, что съемочные проблемы никак не отразились на судьбе фильма сыграло то, что у него с самого начала был надежный фундамент в виде проработанного сценария. Кэмерон изначально знал что и как он планирует снять и последовательно развивал эту концепцию, не отклоняясь от нее ни на шаг. Если в других проектах сценарии, часто переписываются по много раз,то тут самая первая версия уже была настолько близка к итоговому фильму, что создатели могли сосредоточить свое внимание на других аспектах фильма. И потому, все споры и разногласия на съемках касались того, как снимать, а не того что снимать. ![]() Теперь, после целых двух крайне успешных и популярных фильмов, казалось что франшизу ждет долгое и весьма успешное будущее… 1 комментарий к На этот раз это война: как создавался сценарий «Чужих». Часть 2Добавить комментарий |
|||
|
Интереснейшая статья, спасибо за отличный материал!