Продолжение рассказа о том, как создавались “Чужие” (первая часть тут). Историю того, как был придуман первый “Чужой” можно почитать тут – часть 1 и часть 2.
Студия весьма благосклонно отнеслась к тритменту Джеймса Кэмерона и его идее поменять жанр. В результате, Кэмерон получил заказ написать уже полноценный сценарий. Но ситуация осложнялась тем что в это же самое время он уже работал над сценарием сиквела “Рэмбо” и вдобавок ему потребовалось переписать сценарий “Терминатора”.
Подготовка к съемкам “Терминатора” начиналась в феврале 1984 года, и у Кэмерона было грубо говоря 90 дней чтобы написать 360 страниц текста (из расчета трех фильмов стандартным хронометражем в два часа). Для решения этой задачи Кэмерон воспользовался математикой — поделил все свое время бодрствования в течение этих 90 дней на 360, и получил цифру того, сколько часов в день он можете себе позволить потратить на написание одной страницы, чтобы все успеть к назначенному сроку.
Приступив к работе, Кэмерон быстро стал вносить корректировки в свой начальный сюжет. Во-первых, он пошел по стопам Дэвида Гайлера и Уолтера Хиллаи ввел в действие злодея-человека (в тритменте Берка не было). Тем самым он лучше раскрыл других персонажей и привнес в фильм социальный подтекст, ибо теперь все события в нем случались из-за глупости и жадности обычного корпоративного чиновника против, по сути, случайности в тритменте. Во-вторых, он решил сделать Бишопа хорошим, чем сыграл против подсознательного ожидания публики продолжения темы плохих роботов. Говорят, что многие зрители до самого конца ждали от Бишопа какого-то подвоха, хотя в итоге этот персонаж получился куда человечнее, чем некоторые из людей.
Кстати, во время съемок Лэнс Хенриксен предложил Кэмерону использовать вот такие контактные линзы в сцене где Бишоп изучает лицехвата. Но Кэмерон уверил его, что у него и без линз получился весьма пугающий взгляд.
К несчастью для Кэмерона, все его выверенные математические расчеты поломал Сильвестр Сталонне, которые не одобрил многие его идеи для сиквела “Рэмбо” и потребовал переработать материал. В результате, Кэмерону проходилось снова и снова возвращаться к сценарию “Рэмбо”, что съедало время, оставленное им для “Alien II”. В итоге, к назначенному сроку Кэмерон успел написать только 90 страниц сценария.
Узнав об этом, Дэвид Гайлер сильно разозлился, и в ярости даже сказал Кэмерону, что тот больше никогда не будет работать в Голливуде. Но поскольку у них отсутствовали другие варианты, то продюсерам пришлось взять написанный Кэмероном материал, и все его рисунки и скетчи экипировки морпехов, королевы Чужих, поверхности Ахерона и отправиться с ними на студию, в надежде что она выделит им дополнительное время для завершения сценария.
Итоговый результат превзошел все ожидания – руководство студии так полюбило эти 90 страниц, что чиновники пошли на беспрецедентный шаг и заключили соглашение, по условиям которого Кэмерон мог спокойно снять “Терминатора”, и уже после должен был дописать сценарий. Кроме того, ему было обещано, что если он продемонстрирует свой режиссерский талант в “Терминаторе”, то получит право снять “Чужих”.
Конечно, если бы “Терминатор” провалился или был просто умеренно успешен, Кэмерон вряд ли в итоге получил пост режиссера. Но мы все знаем чем в итоге стал «Терминатор», и потому, когда Кэмерон вернулся к работе над сценарием, то знал, что он же и будет снимать фильм.
В самый последний момент возникла еще одна проблема, которая могло погубить все – Сигурни Уивер запросила слишком большой гонорар. Студия же не хотела платить актрисе много денег, что поставило весь проект под угрозу. Видя, что ситуация никак не сдвигается с мертвой точки, Кэмерон разработал хитрую схему: он позвонил агенту Арнольда Шварценеггера и, как бы “случайно” обмолвился что пишет альтернативный сценарий к “Чужим” без персонажа Рипли. Как и надеялся Кэмерон, агент немедленно перезвонил своему коллеге, представляющему интересы Уивер, который в свою очередь о связался с главой производственного отдела “20 Век Фокс”, Лоренсом Горденом. Обе стороны справедливо решили, что продолжение возможно только с участием Уивер, и без лишних проволочек подписали контракт.
В феврале 1985 года Кэмерон наконец закончил работу над первой версией сценария, имевшего уже привычный заголовок «Чужие» (Aliens). Она насчитывала 121 страницу и сюжетно очень напоминала ту картину, что все мы знаем.
Основные отличия от итогового фильма (я имею в виду 154 минутную режиссерскую версию) заключались в следующем:
1) Присутствовала сцена в футуристической общей душевой на борту Сулако. Этот момент чем-то напоминает эпизоды из «Робокопа» и «Звездной пехоты«, где полицейские/солдаты будущего спокойно переодеваются и моются не взирая на то, что они разного пола..
2) В эпизоде инструктажа, Рипли называла лицехвата «фактически ходячим органом размножения», на что Хадсон отпускал свою очередную шутку — “Похоже на тебя Хикс!”.
3) На Ахероне (так называлась LV-426 в сценарии) находилось около 30 атмосферных процессоров.
4) Бишоп не ложился в анабиоз на время полета.
Отсек для криокапсул. Дизайн Рона Кобба
5) В сценарии все еще присутствовали две разновидности Чужих – обычные, и парализовывавшие людей Чужие-альбиносы.
6) В сцене бегства морпехов из улья, чужой прыгал на крышу БТР`а и Хикс убивал его, используя автоматическую пушку броневика.
7) Ньют предлагала Рипли удочерить её.
8) Когда Бишоп полз по туннелю, он сталкивался с чужим (эта сцена присутствовала и в съемочном сценарии, но так и не была снята).
9) Рипли, спасая Ньют, случайно находила Бёрка, из которого сделали кокон. Он просил Рипли убить его говоря, что чувствует личинку Чужого внутри. В ответ она давала ему гранату. Эта сцена была снята и ее включили в дополнительные материалы blu-ray издания.
10) Немного отличались диалоги: часть реплик была отдана другим персонажам, еще часть впоследствии сымпровизирована актерами по ходу съемок. Например, классические фразы Хадсона вроде “Мы на скоростном лифте в ад”, “Game over man, game over” или Хикса – “Это не значит что мы теперь обручены или что-то в подобном плане”, “Eat this!” не присутствовали в сценарии.
И еще одна милая деталь – в сцене, где Бишоп говорил с Рипли на тему того, что он безопасен, он называл фирму-производителя Эша – Сайбердайн Системз.
В фильме название было изменено на Хайбердайн Системз.
После того, как Сигурни Уивер наконец присоединилась к проекту, то она стала бомбардировать Кэмерона предложениями по поводу своего персонажа. Некоторые он включил в сценарий, но три ее основных требования к Рипли (не носить оружия, заняться любовью с чужим и умереть в финале) благоразумно проигнорировал.
Что касается дизайнов, внешнего вида техники, экипировки и королевы Чужих,то тут процесс работы отличался от первого фильма. Дело в том, что к моменту прихода Ридли Скотта в проект часть подготовительной работы уже была проделана — и в итоге режиссер решал, что он будет использовать, а что надо изменить. Тут же процесс выглядел следующим образом: Кэмерон как правило делал рисунок того что хотел бы увидеть на экране, после чего производственная команда пыталась воплотить его видение.
Вот так например Кэмерон описывал космический корабль Сулако в своем сценарии.
ЭКСТЕРЬЕР. ГЛУБОКИЙ КОСМОС – ТРИ НЕДЕЛИ СПУСТЯ
Пустое звездное поле.
В КАДРЕ появляются металлические пики.
За ними следует гора стали.
Массивный военный транспорт, СУЛАКО.
Уродливый, разбитый… функциональный.
На основе этого описания Сид Мидпредложил следующий дизайн Сулако.
Кэмерону не понравился этот вариант и он сделал вот такой рисунок корабля.
После доработок Мида, получился знакомый всем облик.
А вот так выглядел погрузчик в видении все того же Мида (не правда ли напоминает экзоскелеты из «Аватара«?)
Кэмерону этот дизайн показался слишком массивным, после чего он был переработан до каноничного варианта.
Первоначальный дизайн броневика от Рона Кобба. Предполагалось, что его колеса будут иметь возможность поворачиваться на 360 градусов.
Похожая с дизайном Сулако история возникла и при разработке облика спускаемого аппарата. Кэмерона не слишком устроили предложенные Сидом Мидом и Роном Коббом варианты.
Знаменитые смарт-ганы тоже делались на основании скетчей Кэмерона.
При создании королевы Чужих Кэмерон решил обойтись без услуг Ганса Руди Гигера. Во-первых, на тот момент швейцарец был занят работой над “Полтергейстом 2”, а во-вторых Кэмерон честно признался, что ему было бы намного интереснее лично заняться работой над королевой Чужих, чем поручать это другим людям. Вот как в его сценарии описывалась встреча Рипли с Королевой Чужих.
Массивный силуэт в тумане. КОРОЛЕВА ЧУЖИХ с негодованием смотрит поверх своих яиц, подобно огромному, блестящему, черному инсектицидному Будде.
Что может быть большее и злее Чужого?
Его мамочка.
Ее коронованная голова – невообразимый ужас. Шесть ее конечностей, четыре руки и две мощные ноги, сложены в гротескной манере над надутым животом. Заполненный яйцами, живот переходит в пульсирующий огромный трубообразный мешок, подвешенный присоединенной к трубам и решетке потолка похожей на сеть мембранной, как будто какой-то гигантский кишечник был небрежно брошен среди машин.
Рипли осознает что всего мгновение назад она как раз пронырнула под частью всего этого. Внутри живота можно различить бесчисленные формы яиц, прокладывающих себе путь к пульсирующему яйцекладу, откуда они появляются, сияя, и будут собраны ТРУТНЯМИ. Трутни – это крошечные суетящиеся альбиносоподобные версии воинов Чужих, которых мы уже видели.
Кэмерон присовокупил к этому описанию несколько рисунков, после чего легендарный Стэн Уинстонзанялся переносом этого образа на экраны.
Что касается самого Г. Р. Гигера, то он первоначально обиделся на то, что его не позвали в проект. Но позже он все же похвалил Кэмерона за дизайн Королевы и признался, что через некоторое время сменил свое изначально скептическое отношение к фильму на более благоприятное.
После выхода фильма, Кэмерону даже пришлось написал письмо Гигеру в котором он объяснял, почему не пытался привлечь его для работы над фильмом.
Съемки “Чужих” начались почти ровно через два года после написания тритмента (30 сентября 1985 года) и шли в достаточно тяжелой обстановке. На первой же неделе съемок были уволены оператор и исполнитель главной мужской роли (первоначально Хикса играл Джеймс Римар, но через три дня его заменили на проверенного Майкла Бина), потом такая же судьба постигла ассистента режиссера.
Джеймс Римар в роли Хикса
Еще одной проблемой стал произошедшей осенью 1985 года обвал доллара по отношению к фунту стерлингов: как и в случае с “Чужим,” съемки происходили в Англии, бюджет фильма уже был утвержден и студия не намеревалась платить больше.
Не особо сложились отношения у Кэмерона с композитором Джеймсом Хорнером, который настаивал на том что ему нужно больше времени для написания саундтрека. Монтажеру фильма Рэю Лавджою тоже пришлось изрядно попотеть, чтобы сохранить свое место – Кэмерона совсем не впечатлял его начальный монтаж, и тому пришлось запереться на выходные в монтажной и перемонтировать финал фильма. Из-за этих и многих других проблем, финальная версия фильмы была готова всего за неделю (!) до премьеры – из-за этого студия даже не успела организовать тест-просмотры.
Также в последний момент Кэмерону пришлось пойти на компромисс – его версия фильма насчитывала 154 минуты, но по настоянию студии он вырезал из фильма 17 минут. Через некоторое время, полная версия фильма была выпущена на лазерных дисках, а затем и на более традиционных носителях
Впрочем, все эти сложности не помешали фильму большому успеху фильма как со стороны зрителей, так и критиков. Цифры сборов изрядно порадовали студию, Сигурни Уивер получила свою первую номинацию на Оскар – в общем, довольны были почти все, и в этот раз даже Роджер Эберт. Помимо того, что «Чужие» стали таким же этапным фильмом, что и первая часть, они также послужили классическим примером того, как надо снимать сиквелы к культовым лентам.
Итальянские мастера трэша тоже отдали “дань уважения” сиквелу, скопипастив его лучшие моменты в фильме «Shocking dark».
Что касается автора оригинального “Чужого” Дэна О`Бэннона, который не принимал никакого участия в работе над сиквелом, то в своих интервью он достаточно позитивно (учитывая его характер и то как он относился к любой работе посторонних лиц над своим материалом) высказался о фильме, заявив что поменяв жанры Кэмерон сделал наверно единственное, что вообще можно было сделать в данной ситуации.
Не последнюю роль в том, что съемочные проблемы никак не отразились на судьбе фильма сыграло то, что у него с самого начала был надежный фундамент в виде проработанного сценария. Кэмерон изначально знал что и как он планирует снять и последовательно развивал эту концепцию, не отклоняясь от нее ни на шаг. Если в других проектах сценарии, часто переписываются по много раз,то тут самая первая версия уже была настолько близка к итоговому фильму, что создатели могли сосредоточить свое внимание на других аспектах фильма. И потому, все споры и разногласия на съемках касались того, как снимать, а не того что снимать.
Теперь, после целых двух крайне успешных и популярных фильмов, казалось что франшизу ждет долгое и весьма успешное будущее…
Интереснейшая статья, спасибо за отличный материал!