Начну с того, что это действительно страшное кино. Безо всяких насмешливых приставок «очень». Фильм Алехандро Аменабара успел появиться в ту эпоху, когда еще умели снимать страшные фильмы, не пачкая объектив камеры в неисчисляемом количестве литров крови. Это то и парадоксально, потому что сама тематика фильма весьма и более чем кровавая.
Здесь нет ни одного призрака, нет ни одного покинувшего своё обиталище мертвеца, ни одного вампира. Даже излюбленные и, казалось бы, обязательные «бу-эффекты» здесь отсутствуют. Да и по форме фильм напоминает скорее крепкий детектив, нежели триллер или фильм ужасов. Однако, все показанное на экране заставляет зрителя неоднократно в течение просмотра вздрогнуть, перекреститься, ну или на худой конец поежиться в странном и удушливом ощущении дискомфорта и стремительной утрате доверия к окружающему социальному пространству, при чем, как к ближнему, так и не очень.
Есть такая старая присказка, мол, бояться нужно не мертвых, а живых. И «Дипломная работа» — прямое тому доказательство. Сюжет построен вокруг такого малоизвестного широкой публике явления, как снафф. Это такие видеозаписи, на которых запечатлены реальные случаи избиений, изнасилований и убийств людей (кстати говоря, зачастую убийство на этой записи совсем не обязательно является финальной сценой развернувшегося действа; о том, что происходит дальше, можно только догадываться). От документальной хроники, в которой тоже все по настоящему, снафф отличается тем, что человек здесь умирает, ка бы это сказать, намеренно, но не по своей воле. То есть некто (хотя, уместнее называть его «нечто») на протяжении «фильма» безо всяких душевных мук, внутриличностных конфликтов и угрызений совести медленно и зверски убивает человека, прикладывая максимум своей не совсем здоровой фантазии. Затем сия видеозапись перепродается богатым извращенцам за большие деньги.
Есть теория, что подобное явление – не более чем городская легенда. Что существуют чуть ли не целые корпорации, занимающиеся подобным, однако, все говорят, но никто не видел. Каково соотношение вымысла и реальности в ленте Аменабара, судить сложно, да и я бы сказал – не хочется (меньше знаешь – крепче спишь). И, тем не менее, подумать в фильме действительно есть над чем.
Режиссер, задаваясь вопросом о природе насилия, сам ставит себя на место героини, которая насилие ни в коем случае не приемлет, и все же смотрит. Закрывая лицо руками, она подглядывает сквозь пальцы. Говоря, что насилие заполонило искусство и телевидение, она не идет по альтернативному пути, а продолжает развивать эту тему. Что это? Парадокс? Борьба инстинктов или же их реализация в чистом виде? Главный закон шоу, если верить одному из персонажей фильма: режиссер должен показывать то, что хочет видеть зритель. Наверняка, каждый, приступивший к просмотру этой картины ожидал и даже (будем честны) надеялся увидеть как минимум одну экстремальную сцену с кровопролитием, но режиссер пошел другим путем. Ведь пощекотать нервы тут действительно есть чем.
На протяжении всего фильма зритель оказывается втянутым в остросюжетную игру – что-то среднее между жмурками, прятками и салками. Кошки-мышки в цветовой гамме хоум-видео. Кто тут настоящий хищник и убийца, а кто лишь невинная жертва обстоятельств – неясно до самого конца. Еще одна игра – со стереотипами здесь добавляет красок, как правило — мрачных, и остроты, как правило — от холодного оружия.
«Дипломная работа» — это первый полнометражный фильм испанца Алехандро Аменабара, позже ставшего известным всему миру сначала готическим хоррором «Другие» с Николь Кидман, а затем еще и став фестивальным любимцем, благодаря картине «Море внутри» с Хавьером Бардемом. Не знаю, какие оценки получал Аменабар во время получения своего профессионального образования, но от себя смело, хоть и субъективно могу сказать, что «Дипломная работа» защищена на отлично. Фильм, который заставляет думать, сопереживать, переоценивать и… дрожать. Да, это действительно страшное кино.
Добро пожаловать на сайт и спасибо за интересный отзыв. 🙂
Спасибо премного)
Сильный и жуткий фильм. При том, что тема снаффа подана как можно более аккуратно.
Да, кино отличное. Мне, правда, «8 мм» больше нравится.