


|
||||
|
1984 — отзыв на триллер «Груз 200» (2007 г.), автор — Mr Strangeman
Памяти Алексея Балабанова. В одной черной-черной стране, в одном черном-черном городе жил один военком. У военкома гостил брат Артем, преподаватель научного атеизма. Повздыхав о том, что времена нынче плохие — идет Афганская война, оттуда Пока все падали на фильме в обморок, и одни требовали уничтожить кино и режиссера как опасное явление, а другие кричали про гениальность и придумывали различные трактовки, сам Алексей Октябринович лишь мягко улыбался. Самый скандальный российский фильм нулевых, «Груз 200» — действительно, как тот невероятно тяжелый цинковый гроб, внутри которого лежит хорошо знакомый мертвый десантник в белых кроссовках, но страшен он не сюжетом с изнасилованием и не встречающей зрителя надписью «Основано на реальных событиях» (в конце концов, кто-то Более того, это довольно остроумное и саркастичное кино. В пересказе — едва ли не мрачноватый анекдот, очень черная комедия совпадений. Героиня Агнии Кузнецовой повторяет бессмысленные мантры про отца, секретаря райкома партии, и жениха-десантника — это и жутко, и издевательство над персонажем. За кадром — дискотека восьмидесятых, старые песни о главном, беззаботные, жизнеутверждающие или просто ностальгические мелодии, соседствующие с грязными пейзажами и беспросветной историей. Сразу три ложных финала, явственно дающие надежду, но тут же забирающие ее обратно: первый — про то, что личная вендетта, в общем, важнее всего остального; второй — Если принять за истину трактовку, на которой настаивал сам режиссер — разборка с восьмидесятническим прошлым, советская «антиутопия» и просто экранизация страшных случаев из жизни, — то Балабанов оказывается здесь как раз маньяком. Он привычно немногословен, говорит почти монотонным голосом, невозмутим и не жалеет никого. «Груз 200» упрекали за то, что не жалко ему и зрителя — «искусство должно отправлять в полет, а не выливать на людей бочку дерьма». Но Балабанов, в отличие от маньяка, который, пусть и романтический герой, но все же зло, работает на очищение и улучшение, пускай его методы и нельзя назвать деликатными. Фильм, впрочем, не страшнее, не грязнее и не грубее хорошего американского хоррора Есть и другие интерпретации. Существует мнение, что «Груз 200» — кино, в первую очередь, о сегодняшнем дне, что с 1984 года ничего не изменилось, если не стало хуже — в конце концов, про «оборотней в погонах» начали говорить лишь в девяностых. Еще кино можно рассматривать как притчу об эгоизме, ведь именно он оказался здесь главным злом, а вовсе не маньяк, который просто «другой»; все персонажи, которые могли что-то изменить в лучшую сторону, предпочли исключительно свои интересы общим (кроме единственного нерусского героя фильма — Суньки, но того за это тут же Но сам Алексей Октябринович скорее всего по-прежнему мягко улыбается, глядя на все это откуда-то с небес, если там, конечно, что-то есть. 1 комментарий к 1984 — отзыв на триллер «Груз 200» (2007 г.), автор — Mr StrangemanДобавить комментарий |
|||
|
Сильная рецензия, спасибо! Фильм действительно очень жесткий, но не запредельно-шокирующий и несмотрибельный, как о нем отзывались многие. Все дело действительно в восприятии с позиции «страны-производителя». Азиатские и европейские арт-хаусные хорроры зачастую куда более жестокие и тошнотворные как по визуальному ряду, так и по смыслу, но наш зритель воспринимает их куда более спокойно, потому что это «не наше» кино, и трактуется оно как «страшные сказки». А вот когда отечественный режиссер снимает реалистичный социальный хоррор, вот тут и отношение аудитории совсем другое, потому что задевает за живое, потому что картина о Родине, так сказать, и такой фильм по определению не может восприниматься отстраненно…