Вымороченные пейзажи индустриального Милана, обезличенные кварталы новостроек, безжизненные лица людей на улицах и в метро, похожие на зомби рабочие — в таком антураже вроде бы не остается места мистическим откровениям. Для них требуется совсем другая обстановка: дышащие стариной поместья, впитавшие в себя тонны фимиама храмы, полные вековой мудрости дубовые рощи… Но в новом мире таких мест становится все меньше и меньше, а между тем нечто, обитающее по ту сторону человеческого сознания никуда не девается, оно успешно переселяется в новую среду обитания, и еще неизвестно, не станет ли магия, рожденная в условиях людского муравейника, более могучей, чем та, что была привычна для былых поколений.
«Сон разума рождает чудовищ» — обычное бытовое колдовство, практикуемое вдовой Тарантино, открывает двери Ада и начинает Апокалипсис… Или не начинает, а все, что происходит в мистическом арт-хаусе Джулио Квести, всего лишь «карточная игра», а не рассказанная автором история. Просто расклад Таро в гадании на… На что? На судьбу цивилизации?
«Аркана» полна недосказанностей, намеков, двусмысленностей и символов. Сюжет картины тонет в тумане «авторского» языка, погружая зрителя в атмосферу мрачного фэнтези, рожденного на городских окраинах. Здесь, в одном из современных домов-близнецов живет вдова со взрослым сыном. Оставшись после смерти мужа без средств к существованию она практикует привезенную с родной Сицилии магию, занимаясь предсказанием судьбы, созданием амулетов и психотерапевтическими сеансами. Она уверяет сына, что все это невинное шарлатанство, но тот, сталкиваясь с таинственными силами, в это не верит. Силой вырывая у матери секрет некоего зелья, он выпускает на волю нечто, с чем человек справиться не в состоянии.
Но если поверив этому синопсису вы решите посмотреть очередной фильм ужаса, то окажетесь жестоко разочарованы. Нет, формально «Arcana», наверное, можно назвать мистическим триллером, но ведь и «Дни Затмения» Александр Сокурова вроде как тоже — фантастика с мистическим уклоном. А между тем киноязык Квести в этом фильме очень похож на тот, что использовал мэтр российского кино в вольной экранизации «Миллиарда лет до конца света». Язык, полный символов, аллюзий и архетипичных образов. Впрочем, последнее, наверное, уже чисто европейское. Там, где у нашего соотечественника — «русская душа», у Квести — голимый психоанализ и фрейдистские комплексы в отношениях мать / сын, в которых явно угадывается сексуальный подтекст, сублимируемый в сверхъестественную психическую энергию.
Заканчивая первую часть разделенной на две серии ленты садоэротической сценой, в которой сын выпытывает у матери секрет магического зелья, во второй половине Квести окончательно отказывается от текущей реальности, отбрасывая «Я» и «Сверх-Я», и оставляя зрителя один на один с таинственным и жестоким «Оно». Дети набрасываются на одинокого прохожего и заживо грызут его, зомби-рабочие облепляют застрявший в туннеле поезд метро, в типовой квартире-улье неведомым образом появляются сицилийские родственники, танцующие какой-то жуткий танец, изо рта вдовы Тарантино дождем сыпятся живые лягушки, карлица-рассыльная доставляет свадебное платье к тошнотворному ритуалу аборта (sic!) и шепчет в ухо Тарантино-младшему названия человеческих органов, а взявшиеся из ниоткуда солдаты методично расстреливают всех встречных на улицах города…
Наверное так будет выглядеть современный Апокалипсис, а вовсе не как описано в «Откровении Иоанна». Реальность буднично перерастет в гиперреальность, все комплексы, описанные миллионом психоаналитиков вырвутся наружу, и человечество просто поглотит само себя даже не заметив этого… Ну, а карты Таро и магические зелья? Да боги их знают! Я-то к упомянутому миллиону не отношусь и отгадать значение этих символов не способен. Но то, что древняя магия и современный психоанализ в сумме рождают таких чудовищ, что Гойе и не снились — факт. Не верите, посмотрите «Arcana».
Добавить комментарий