В третье воскресенье июня во многих странах мира отмечают День Отца – как ради симметрии по отношению к майскому Дню Матери, так и для создания лишнего повода для отцов порадоваться тому, что кто-то называет их «папа». В нашей стране «отцовский» день традиционно «слился» с Днем Защитника 23 февраля, но, согласитесь, служить в армии и быть отцом – это не совсем одно и то же. Поэтому, пользуясь случаем, искренне поздравляю всех пап, читающих КЛУБ-КРИК, с, так сказать, профессиональным праздником!
Ну и раз уж в День Матери мы вспоминали ярких мамочек из фильмов ужасов, то в День Отца естественно вспомнить, что, собственно, «папа может». А папа может, как пелось в песне, всё что угодно. Вот только по отношению к страшному кино это звучит немножко зловеще. Посмотрим, какие типажи пап встречаются нам в триллерах и хоррорах!
Отец-защитник
Пожалуй, это самая естественная и почетная роль для отца – защитить свою семью от посягательств врагов – маньяков, чудищ, инопланетян и так далее. Таким героям естественно сопереживать – ведь они сражаются не за абстрактную идею, а за своих любимых, своих детей.
Примеры фильмов:
Дилогия «Заложница» (Заложница 2 (Taken 2, Франция, 2012) ) — Лиам Нисон блистает в роли «отца-защитника» в самом каноническом значении этого термина (в прессе даже придумали термин для типажа его героя – «Стивен Сигал для интеллектуалов»). Когда грязные преступники похищают его дочь в Париже, папа прилетит и заставит злодеев горько пожалеть о своем «всего лишь бизнесе». Расправа будет жесткой и окончательной. При этом случившееся, как часто бывает в кино, укрепляет его семью — взбалмошная дочка проникается к папе уважением и доверием, и даже бывшая жена не прочь отказаться от слова «бывшая».
Знаки (Signs, США, 2002) — герой Мела Гибсона разочаровался в религии после трагической гибели жены, но таинственные события на кукурузном поле и угроза его детям заставляет героя пересмотреть взгляды на жизнь, одеть шапочку из фольги и взмахнуть битой. Инопланетяне – прячьтесь. Щас папу позову!
Пила 2 (Saw II, США/Канада, 2005) — первый сиквел, превративший хитовую «Пилу» во франшизу, фокусируется на мытарствах полицейского, сын которого похищен философствующим маньяков Конструктором. Герой пойдет на все, чтобы спасти сына… но означает ли это, что жизни других людей уже не важны?
28 дней спустя (28 Days Later…, Великобритания, 2002) — папа и дочь остались одни в центре Лондона, окруженные миллионами голодных зомби. Что делать? Забаррикадироваться в своей квартире, вывесить за окно рождественскую иллюминацию, чтобы привлечь других выживших, и ждать. Отличная роль Брендана Глиссона, чьего персонажа ужасно жаль. Ведь вся его огромная отцовская любовь не может противостоять одной капле отравленной крови…
Мгла (The Mist, США, 2007) — самый душераздирающий фильм из этой подборки – и именно фильм, потому что в повести Стивена Кинга «Туман» финал оставался неопределенным: отец с сыном и попутчиками отправляются в неизвестность. Режиссер Френк Дарабонт предпочел многоточию жирную точку, да еще такую, он которой прорывается бумага – будучи уверенным, что сейчас их настигнут монстры, отец решается на отчаянный, роковой поступок. И от этого еще страшнее, чем от монстров в тумане.
После нашей эры (After Earth, США, 2013) — совсем свежий пример, который еще можно успеть посмотреть в кинотеатрах. Отношения отца и сына являются осью этого фантастического триллера о космическом корабле, разбившемся на Земле спустя тысячу лет после того, как ее покинули люди. Теперь отцу (в исполнении Уилла Смита) приходится положиться на удачность неокрепшего сына-тинейджера – ведь у самого папаши сломана нога…
Из той же серии:
- Война миров (War of the Worlds, США, 2005)
- Дорога (The Road, США, 2009)
- Явление (The Happening, 2008, США, Франция, Индия)
- Судная ночь (The Purge, США, Франция, 2013)
Отец-мститель
Нередко героями триллеров становится отцы, потерявшие семью при трагических обстоятельствах. Тут уж сценаристам и стараться не надо, чтобы обеспечить героя мотивацией: убитый горем отец сотрет в порошок всех, кто совершил преступление.
Пожалуй, этот типаж чаще других встречается в кино; примеров довольно много:
Девять в списке мертвых (Nine dead, США, 2010) – не будем раскрывать все карты до конца, но намекнем, что движущей силой сюжета является месть героя тем, кто прямо или косвенно виновен в смерти его сына. Но что произошло? Кто убит и кто убийца? Чтобы узнать это, придется посмотреть до конца ленту, в которой маньяк в маске «Фантомаса» держит в подвале девять незнакомцев, убивая их по одному в час.
«Возмездие» — и снова Мел Гибсон в роли отца. На сей раз ему приходится оплакивать дочь, явно разузнавшую страшный секрет огромной корпорации. Ее смерть не останется безнаказанной.
Из той же серии:
- Дикость (Wilderness, Великобритания, 2006)
- Законопослушный гражданин (Law Abiding Citizen, США, 2009)
- Жажда смерти (Death Wish, США, 1974)
- «Каратель»
- «Безумный Макс»
Отец исчадия ада
Этих отцов особенно жалко, потому что их любовь не просто тратится впустую – она направлена на настоящих дьяволов в детском обличье. Кто-то из таких героев предпочитает не замечать «странности» своих чад, а кто-то испытывает мучительную борьбу – как они могут повредить самому родному человек?
Омен (The Omen, США/Великобритания, 1976), пожалуй, самый яркий из таких примеров. Герой оригинального фильма в исполнении Грегори Пека усыновляет мальчика с ангельской внешностью, но постепенно понимает, что пестует самого сатану. Сомнения терзают его до самого финала, в котором он должен сделать выбор – уйти в сторону, или взять в руки кинжал… Вот только не будет ли уже слишком поздно.
Из той же серии:
Отец-сумасшедший
Если в предыдущих примерах отцы пытались защитить семью от внешнего мира, то тут все наоборот: сами отцы под влиянием то ли заболевания, то ли злых демонов становятся опасны, и теперь уже их семьям надо решить – обнимать папу, запереть его в кладовке или…
Сияние (The Shining, США/Великобритания, 1980) — самый яркий пример такого рода кино. Джек Торранс любит своего сына Денни, но дьявольское нашептывание отеля «Оверлук» делает его все более отстраненным, озлобленным, и вот, наконец, в руках у отца – топор, на лице – безумная ухмылка, а на устах – та самая фраза: «А вот и Джонни». Кто мог показать этот спектр эмоций лучше, чем Джек Николсон. Уж точнее не Стивен Уебер в ремейке-сериале.
Пустошь (The Barrens, США, 2012) незаметно прошла в прокате этой весной, но КЛУБ-КРИК успел ее заметить и оценить. Это история о семье, отправившейся в турпоход в одно гиблое местечко. И когда отец семейства начинает вести себя странно, домочадцам приходится решать — виной ли тому заражение бешенством, или страшная правда о местном монстре…
Ужас Амитивилля (The Amityville Horror, США, 1979) — как раз сейчас на страницах КЛУБ-КРИКа MidnightMan героически освещает эту франшизу целиком, но мы вспомним самый первый фильм (или его ремейк), в котором отец семейства попадает под влияние нехорошего дома. Прослушав в сотый раз шепот «Поймай их, убей их!», он начинает подумывать, а не подчиниться ли этому голосу…
Из этой же серии:
Плохие отцы
Все отцы, о которых мы говорили до сих пор – даже те, кто впоследствии сошел с ума – начинали с позиций хороших и положительных пап. Но не такие «отцы-плохиши» — они с самого начала терроризируют свои семьи и явно напрашиваются на неприятности. И к таким героям совсем не хочется приближаться, даже услышав сакраментальное «Иди к папочке!», а уж тем более «Люк, я твой отец!»
Отчим (The Stepfather, США, 2009) — герой этот ленты (а также сиквелов и ремейка) просто «специализируется» на амплуа «плохой отец». Он «внедряется» в неполную семью, начинает «качать права», а потом попросту уничтожает тех, кто ему доверился. Обратите внимание, что в оригинальном фильме роль отчима-маньяка сыграл Терри О’Квин, ныне известный, как Джон Локк из «Остаться в живых».
13 (13 game sayawng, Таиланд, 2006) — есть много фильмов с таким названием, но мы сейчас говорим про тайский триллер о «белом воротничке», который вступил в безумную игру – по телефону ему дают задания, одно другого отвратительнее. Ставки растут, цена «заданий» растет тоже…. Но герой не знает, что в финале ему предстоит сойтись с собственным отцом… который тоже играет в эту игру. Кто сможет предсказать финал?
Забери мою душу 3D (My Soul to Take, США, 2010) — не будем показывать пальцами на то, кто в этом ужастике маньяк, но отметим лишь, что эпизодический персонаж «плохого папаши», терроризирующего одного из героев фильма, сюжетно очень важен.
Вне классификации
Отцы в этих фильмах такие странные, что не поддаются рубрикации. Они такие, какие есть. Очень странные.
Впусти меня (Låt den rätte komma in, Швеция, 2008) — сюжет и оригинального, и шведского фильма основан на одноименной книге Йона Линдквиста. В ней соседями мальчика-героя становится странная семья – девочка, которая не выходит на солнце, и ее пугливый папа. Вот только к концу фильма выяснится, что папа – не совсем папа, хотя относится к «дочери» он очень трепетно. А еще оба фильма предпочли не уточнять, что в книге «папа» был не только убийцей, но и педофилом.
Олдбой (Oldeuboi, Корея Южная, 2003) — долгое время ходят слухи о ремейке этой корейской кровавой драмы об обычном человеке, которого похищают и держат в тюрьме, как графа Монте-Кристо, двадцать лет. Получив свободу, он пытается выяснить, кто сотворил с ним такое, и параллельно найти свою дочь. Финал фильма обескураживает – и тот факт, что герой – любящий отец – делает эту концовку еще более шокирующей.
Надеюсь, теперь вы убедились, что «Папа может всё, что угодно»! 🙂 А какие еще страшные фильмы об отцах вам памятны?
Также читайте:
В рубрику Отцы — мстители подходит «Взрыватель» Ламберто Бавы.
А в Отцы — сумасшедшие — «Дело Рауля» Маурицио Понци со Станко Мольнаром в главной роли. Хотя и в рубрику Странные отцы этот фильм тоже можно отнести.
А еще наш хоррор «Прикосновение» Альберта Мкртчяна, где погибший в аварии на химзаводе отец приходил к своим дочерям, чтобы увести их за собойна тот свет, подбивая на самоубийство.
Ещё про папаш, разной хоррор-классификации вспоминается: «С меня хватит» с Дугласом – отец, съехавший с катушек, «Скрытая угроза» с Траволтой – герой-защитник, «Сын призрака» режиссёра Ламберто Бавы – отец там опасный призрак.
Ах да, ещё «Порок» с МакКонахи — у мальчишек отец и вовсе серийный убийца оказался!
«Пророк» с Кейджем. Тоже, кстати, отношения сын — отец.
Только не «Пророк», а «Знамение»)
Да, точно, спасибо:). Там он будущее предсказывал на несколько минут. Впрочем, все персонажи Кейджа в последнее время до изумления одинаковые.
К сожалению, это так…
Кстати! Недавно посмотрела «Медальон», там герой Кейджа спасал свою свою дочь от бывшего друга-вора-напарника, вот ещё один отец-защитник! 🙂
Мне вспомнилась ещё «Смертельная гонка», там, конечно, отношений между ребенком и отцом практически не нет, но все-таки он боролся за жизнь и свободу ради дочки.