При просмотре полностью абстрагировалась и от оригинального фильма Марио Бавы, и от гоголевского Вия, так что впечатления вышли полностью независимыми.
Фильм практически с самых первых кадров без длительного вступления, чем так грешат авторы многих американских ужастиков, бросает зрителя в действие. Прошли начальные титры — и вот уже восемь друзей оказались в пещере, из которой не выбраться. Один из них находит могилу женщины с металлической маской на лице — и начинается он, кошмар.
Несчастный случай — и их осталось семь. В попытке выбраться они оказываются в заброшенной деревне, в которой остановилось время и из всех жителей там только слепой священник и его собака. А вот дальше…
Повествование фильма рваное — некоторые эпизоды держат в напряжении, а в некоторых главный герой просто поражает своей тупостью — ну как можно было верить не своему разуму, а тем иллюзиям, что показывала ему ведьма? Или же она его зачаровывала? Но режиссёру и актёру не удалось показать это в полной мере, не хватило чего-то для того, чтобы понять сразу — что же терзало в эти моменты Дэвида, из-за чего он так слепо верил Сабине — зная при этом, кто она на самом деле.
Его друзья — их одержимость, их безумие — от этого становилось не по себе. Казалось странным, почему они так старались не причинить особого вреда Дэвиду в те моменты, когда он был в их руках — а ведь могли разорвать его на клочки — но концовка дала ответ на этот вопрос. Несколько странная — и открытая концовка.
Из всего актёрского состава хочется выделить Станко Мольнара, игравшего священника. Невероятного таланта актёр, внезапно пропавший с экранов — что печально. Вновь роль слепца, как в снятом на девять лет раньше тем же Ламберто Бавой Мракобесии — только не хватило экранного времени ему, чтобы показать то, на что он способен. А эпизод с исповедью — сюрреалистический, как и очень многое в этом фильме — и если бы не случай — а может быть помощь Господа — неведомо, что было бы дальше.
Фильм не блещет особыми спецэффектами — но не в них и суть. Главное было показать не внешнее, а внутреннее — и это вполне удалось. А момент с ожившими фресками — наверное самый жуткий и запоминающийся во всём фильме. Мёртвое тянется к живому — а живое не может найти выхода не столько из-за внешней опасности — сколько из-за ловушки, в которую угодили его разум и душа.
Конечно до шедевральных Демонов этот фильм не дотягивает — но жаль, что он не пользовался особым успехом в прокате, что вынудило Ламберто перейти к сказкам и трэшам на тв.
7 из 10
Мне это фильм тоже умеренно понравился: вроде многого недостаёт, но многое и компенсируется игрой Мольнара, и сильной атмосферой с прекрасными декорациями.