Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на слэшер «Кровавая вечеринка» (The Slumber Party Massacre, США, 1982)
Как оказалось, наличие представительниц прекрасного пола в ипостасях режиссёра и сценаристки не прошло бесследно для рассматриваемого фильма. Кино вышло, если можно так выразиться, девчачьим. Причём это ещё по жанровому направлению слэшер и с явными нотками этакой «старой школы» или «старой закалки». Но давайте по порядку, и вначале познакомимся с первой упомянутой особенностью.
Абсолютно всё повествование сконцентрировано на героинях-девушках, конечно по сценарной задумке школьницах, а по существу вполне взрослых и фигуристых актрисах, которые бы более гармонично смотрелись в роли студенток-старшекурсниц. Но, да ладно, зато сценки с тривиальной обнажёнкой от этого бесспорно выиграли – ликуйте тинэйджеры у экрана. Так вот, вполне обычные девчата (то есть, школьницы, если с большим трудом абстрагироваться от заметного возрастного обмана) отучившись обыденным днём, надумывают устроить домашнюю не менее обыденную вечеринку: покурить, попить пива, чипсы пожевать, пиццу заказать и… ну и всё. Благо родители уехали на выходные. А в округе – скажу самую заезженную фразу для всех, кто пишет про слэшеры – начинает орудовать маньяк!
Суммарно, мы зрители имеем на руках экранные девичьи невинные посиделки «когда отчаливают предки», соседний дом тоже остался без взрослых и лишь с парой сестёр, да двух пареньков, которые не могли упустить возможность пошататься поблизости, доподлинно точно угадав нехитрой смысловой цепочкой, что раз у одноклассниц намечается вечеринка, то они обязательно будут… подолгу переодеваться у открытого окна на первом этаже! Ну, собственно, классика жанра – ликуйте тинэйджеры у телика ещё раз…
И надо сказать, ритм у фильма хорош. Череда постепенных убийств не провисает, систематично начавшись с завязки, так не утратившись до финала без застоя подобного. Это значимый «плюс» для любого слэшера (тех самых тинэйджеров оставим в покое, и упоминать о присутствующей обнажёнке воздержимся, в том числе о сценке в душевой с «Королевой крика» Бринк Стивенс (Brinke Stevens) так же умолчим). Однако с бутафорией и кровожадностью дела обстоят менее радужно. Не зря я использовал определение, как «девчачий», ведь деликатность и даже частое затемнение экрана оператора в сценах изуверств постоянный спутник произведения. Тем самым, копирки брутальных похождений старины Джейсона особо не встретить. Только саспенс получился неплохим, кадры умело играют со зрителем, создавая доступную атмосферу постоянного подвоха.
Ах да, одно из самых главных чуть не забыл – образ убийцы. Здесь он вполне заурядной непримечательной внешности мужчина обычной комплекции без всяких гротескных ярких атрибутик, лишённый хоккейных масок и мистического шлейфа. Разве что глаза постоянно выпучивает (должно быть, для создания пущего эффекта жути?..) и соригинальничал (если умудриться сделать невозможное и позабыть кино «Убийца с электродрелью» («The Driller Killer»)) с жужжащей дрелью – верным товарищем в своей нелёгкой слэшер-работёнке. Однако авторы картины снова кое-где выводят ретуширование светотенью, чтоб делать из простого сбежавшего психа зловещий образ. Конечно, раз с первых кадров зритель знает личность душегуба, то детектива нет никакого и в помине.
А всё остальное, что связано с аспектом «олдскула» 80-х, то немало легкоузнаваемых клише, что впрочем, не портит просмотр, ведь и так понятно их наличие. Это и «обязательное» постоянное разделение героинь в тёмном пространстве, и прятки в шкафу под звук шагающего убийцы рядом, и, конечно же, «законная» нокаутирующая череда изверга тяжёлым предметом, чтоб он свалился без чувств, героиня отбежала прочь, сменив комнату, тот очухался, потряс головой, и давай повторять недавнюю сценку с преследованием.
Подводя итоги рассказа о фильме, не могу обойти такую частую специфику направления слэшера, как сценарные ляпы и несуразности. Наперёд говоря, их тут немного, но пара другая значительно портит впечатление. Первый яркий момент это, когда к девчатам (они ещё не догадываются о маньяке) звонит разносчик пиццы, те открывают дверь и к ним вваливается труп несчастного с выколотыми глазами. Бац – отрубается телефонная линия, и наши героини с парой забредших пареньков решают, что же делать?.. Как оказалось, утоление голода (!?) весьма значимая задача для их юных голов, посему это мы зрители тут переживаем и думаем о выживании наших «школьниц», запертых в доме с бродящим вокруг убийцей, а те заняты другим, чтоб пища не пропала даром, убирая руку бездыханного с коробки, где лежит столь ценная в данной ситуации вещь – пицца! Так же, подкреплённые одобрительными поцелуями, двое парней решают позвать подмогу, вооружившись кухонными ножами, и надумывают… разделиться (!?), чтоб первый выбежал в одну дверь, второй – в другую, и тогда точно кое-кому уготовано стать героем, а другому стопроцентно оборвать ещё юную и глупую жизнь! Конечно, это только у нас на уроках музыки детей учат песенки «если с другом вышел в путь веселей дорога…», а у них на Западе, видимо, в одиночку всё принято делать, тем паче сражаться с маньяками. С другой стороны, как за девчонками в окна подглядывать, так водой не разлить, а за помощью бегать «удобнее» порознь – странная логика, не находите?.. Кстати, о дороге. Дело происходит в городе, в жилом районе, где расстояние меж домами ровняется метрам двадцати или же двусторонней асфальтовой дороге, так что совсем не понятно в чём проблема достигнуть соседских телефонов? О том, что девушки заперлись и испуганно слушали шагающего снаружи психа с дрелью, а потом, уловив стук в парадную дверь от проходившей мимо одноклассницы, сразу же метнулись и открыли все засовы, чтоб злодей беспрепятственно оказался внутри – даже внимание заострять на стану, а лучше поделюсь другим.
Думаю, ни для кого не секрет, что в слэшерах центровые антигерои живучи сверхнормы? Так нынешний побивает всякие рекорды, причем, не обладая никакой мистикой в образе: ему руку отсекают, ножом пронзают, живот вспарывают, в бассейне топят – всё нипочём! Почему? История умалчивает.
Сублимируя все указанные детали общей мозаики фильма, могу отнести фильм «Кровавая вечеринка» («The Slumber Party Massacre») к до боли знакомым «старым добрым» слэшерам своей эпохи, где клише на клише, чтоб зрители или фанатели, или посмеивались, хоть это и не комедия. Я как раз позабавился нелепицам, вспомнил детские годы, когда отчего-то нелогичные моменты были не столь заметны, как сейчас, а Вам, надеюсь, попытался рассказать о сильных и слабых сторонах ленты.
Сюжет:
Газетные заголовки пестрят пугающей новостью, что маньяк, совершивший много лет назад убийства, сбежал из психиатрической лечебницы, но школьницам до этого нет никакого дела, ведь одна из них остаётся дома без родителей, приглашая подруг на вечеринку.
Тем временем, днём убийца с окровавленной дрелью занялся своим чёрным делом в школьных стенах, а под ночь наметил себе новую цель – дом с проходящим праздником без взрослых!..
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Кстати, сценарий поначалу представлял собой пародию. Потом уже было принято решение снять что-то среднее между пародией и слэшером. Потому и инструмент такой у маньяка — дрель. Понимать нужно по Фрейду, так как автор сценария феминистка. Мне, кстати, понравился этот хоррор. У него, по-моему, есть свой стиль.
Да, я тоже читал и в принципе ждал от сценаристки всё что угодно, но в целом получилось вполне на уровне. Про дедушку Фрейда интересно подмечено 🙂