Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на джалло «Фатальное насилие»/»Травма» (Violación fatal/Trauma, Испания, 1979)
Первое, что бросается в глаза в триллере аргентино-испанского режиссера Леона Климовски – его откровенное, ничем не заретушированное сходство с классическим фильмом Хичкока «Психо». Правда, с «Психо», подвергшимся гендерной инверсии. Испытывающий творческий и психологический кризис писатель приезжает в стоящий на отшибе от больших дорог отель, хозяин которого скрывает какую-то тайну. При этом сам хозяин не показывается гостям. За него все вопросы решает жена, утверждающая, что ее муж серьезно болен, но как только ему станет легче – он обязательно сыграет с главным героем партию в шахматы. Тем более, что тот намерен провести несколько дней вдали от людей, чтобы справиться со своими проблемами и обрести душевное равновесие. В остальном же Альберто – вполне нормальный мужчина среднего возраста, чего не скажешь о приветившей его в одинокой гостинице Веронике. Разговоры с пустым креслом явно не свидетельствуют о психическом здоровье женщины. А уж стоило в ее гостинице поселиться откровенно раздражающим хозяйку постояльцам в образе влюбленных парочек, как в коридоре появился классический персонаж джалло – убийца в черных перчатках с остро наточенной бритвой.
И казалось бы все с «Фатальным насилием» становится ясно – небрежная вариация, в которой сюжетная линия «Психо» смешана с эстетикой традиционного итальянского триллера. Сейчас быстренько перережут всех случайных постояльцев и начнется психологическая игра между главными героями, в которой маньячке с психологической травмой будет противостоять рефлексирующий интеллигент. Причем, оба станут испытывать болезненное влечение друг к другу, которое только обострится в момент раскрытия Страшной Тайны с пустым креслом. Ведь наверняка труп его бывшего обитателя спрятан где-то неподалеку…
Самое смешное, что сюжет эти ожидания оправдывает полностью. Тут бы в самый раз было бы похвалить себя за проницательность, поругать кино за предсказуемость, пройтись по возрасту режиссера, который снимал ставшую для него последней полнометражной лентой картину в возрасте 72-х лет… И быстренько закруглиться. Если бы не одна маленькая хитрость, переворачивающая историю верх дном, выворачивающая ее наизнанку и заставляющая мысленно поаплодировать сценаристам и, конечно же, самому Климовски. Все-таки он снимал жанровое кино всю свою жизнь и прекрасно знал, где и как расставить акценты, чтобы превратить более, чем средний фильм в запоминающееся и оригинальное действо.
Впрочем, рассказать об этом нюансе, означало бы лишить просмотр «Фатального насилия» значительной доли смысла. Оставив в сухом остатке лишь большое количество обнаженного женского тела и довольно откровенных эротических сцен, чем, правда, поклонников джалло не удивишь. К тому же, актерская игра здесь оставляет желать много лучшего, хотя нельзя сказать, что принц фон Штаремберг (он же актер Хенри Грегор) в образе Альберто не старается. Но способностей немецкого аристократа не хватает, чтобы вытянуть фильм в одиночку. Агата Лис же больше привыкла сниматься в незатейливых эротических комедиях, и совсем не представляла себе, как играть «женщину за гранью нервного срыва». Красивой груди для этого было явно недостаточно.
Но привыкший к минимальному финансированию и сомнительным актерским ансамблям Климовски подобных проблем не замечал никогда. Сверхзадач перед ним в «Фатальном насилии» не стояло, а с имеющимися он справился с уверенностью профессионала, способного из любого готового конструктора слепить крепкую и надежную вещь. Если разобрать эту картину обратно на составляющие, то перед вами предстанет набор шаблонов, заимствованных из итальянского джалло и триллера по-хичкоковски. Причем, шаблоны эти будут удручающе типичны. Зато и подходят один к другому без всяких дополнительных скреп. Доза же фирменных пряностей в виде неожиданно расставленных акцентов в финале заставляет фильм запомнить и не убирать на самую дальнюю полку чулана, чтобы при случае продемонстрировать – дескать, а вот еще и так бывает…
Добавить комментарий