Бела Лугоши (Bela Lugosi), урождённый как Бела Ференц Дежё Блашко (Béla Ferenc Dezső Blaskó), появился на свет 20 октября 1882-го года, Лугош, Австро-Венгрия, ушёл из жизни 16 августа 1956-го года, Лос-Анджелес, США.
Что можно написать про самую настоящую легенду хоррора с самого его рассвета, истинный культ чёрно-белого кино, про замечательного и бесподобного характерного актёра, которого помнят и любят спустя десятилетия, на чьи хрестоматийные образы равняются, ссылаются, вдохновляются и прочее? Пожалуй, стоит ещё раз вспомнить об этом интересном человеке, прежде чем в сотый раз, как первый, насладиться его актёрским дарованием на экране.
Будущий актёр родился в Австро-Венгрии, в городе Лугош (отсюда и будет заимствован псевдоним, с которым он впоследствии покорит Голливуд, а значит – весь мир) в семье банкира. Быстро бросив гимназию в 12 лет, Бела участвует в постановках провинциальных театров. Карьера начиналась с совсем маленьких ролей, однако, переехав в Будапешт, актёр с 1913-го года работает в Национальном Театре Венгрии, став там центровым исполнителем. Скоро наступила Первая мировая война. Лугоши уходит добровольцем, служит пехотинцем в звании лейтенанта два года, повышается до капитана, получает ранения и медаль в довесок за заслуги. По возвращении его ждал знакомый театр и роли в кино, где использовался сценический псевдоним Аристид Ольт (Arisztid Olt). За два года он успевает сыграть перед камерой в двенадцати лентах.
Будучи активистом актёрского движения, по тем меркам сочувствующим «красным», если не поддерживал идею деления на классы, Лугоши был вынужден покинуть родную страну в силу наступившей революции. Перебравшись в Венну, он всё так же выступает на театральных подмостках, получает предложения в съёмках. Например, в Германии это была работа у самого Фридриха Вильгельма Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau). Наконец, в возрасте около сорока лет, в 1920-ом он отправляется в Америку, скитаясь по ряду городов, подрабатывая моряком на торговом судне. На новой земле его ждали проблемы с получением гражданства, которое в итоге он всё же добился, впрочем, и с работой по профессии пришлось подождать, перебиваясь грузчиком какое-то время. И лишь в Нью-Йорке, поселившись в венгерской колонии для иммигрантов, актёр собирает единомышленников, начиная выступать перед соотечественниками с постановками.
В прошествии пары лет после приезда Лугоши удаётся пробиться на Бродвей, удостаиваясь постоянных ролей. В этот промежуток театральной занятости, в 1923-ем был первый американский фильм с его участием, тем не менее, на плёнке второстепенные персонажи не обязательно содержали произносимые слова или как-то выделялись из массовки.
Звёздный час настал в 1927-ом, когда актёру предложили играть в пьесе «Дракула». История и исполняющий центровую роль, вымазанный в трупный зелёный цвет Лугоши, поразили зрителей: 261 выступление, а после разъезды с гастролями! Но Голливуд, хоть и выгодно приметил будущий хит экрана, а не звал венгра в целлулоидный мир. Пророчили жанровую бесспорную звезду – Лона Чейни (Lon Chaney), но судьба распорядилась иначе: замечательный лицедей скончался, и самым разумным было пригласить того, кто удачно зарекомендовал себя на сцене, к тому же был «свежей кровью» на экранах, чтоб создавать антураж загадочного зла из Восточной Европы по-настоящему родом оттуда. Тут есть два любопытных факта, связанных с эпохальной картиной и культовыми личностями, которая ушла в память и которая только начинала восхождение. Чейни по праву слыл прекрасным актёром, который был мастером использования невероятного грима со сменой внешности, и его вампир задумывался подстать, этаким монстром, однако с вынужденным выбором замены, такой подход в корне изменился, вылившись в естественный человеческий облик Дракулы, если, конечно не считать природного отрицательного обаяния Лугоши с неповторимым блеском в глазах и подвижной мимикой лица, напоминающей что-то животное. А так же, что забавно, он ещё плохо владел английским и большую часть своих текстов-реплик (что в театре, что в кино) запоминал исключительно на слух, не понимая полное значение произносимого.
И вот оно свершилось: Дракула, поданный круглолицым актёром с просто чудовищным венгерским акцентом (который станет неотъемлемой частью будущих ролей, как узнаваемая марка, который интуитивно используют и сейчас, пародируя графа-вампира), который перенёс из театра все свои наработки в виде выразительных скрюченных пальцев – зазвучало звуком успеха! Актёр, что в перерывах меж дублями, что после съёмок всюду не снимал свой вампирский фрак, зловеще вещая, что он Дракула! Моментально лента стала популярным фильмом ужасов, находящимся на грани запрета от демонстрируемой жути, что влекло ещё больше зрителей, студия-магнат «Universal» подписала контракт с Лугоши, в свет ожидались один за другим новые классические хорроры с ним в главной роли. Это была прекрасная эпоха нескончаемой череды легендарных чёрно-белых жанровых картин. Длилась она достаточно, чтоб актёр обрастал популярностью, наслаждался отличными ролями в качественных эталонных произведениях, любимых народом, посещающих кинотеатры, пестрить в заголовках романом с миллионершей, а во время Второй мировой войны посещать войска союзников в фирменном фраке и ничего не делая, получать громкие овации в свою честь.
Конечно, так сложилось, что когда вспоминается Лугоши, то обязательно не обходится стороной другой легендарный актёр хоррора – Борис Карлофф (Boris Karloff). Хоть они и враждовали (по-актёрски), но невольно тесно-тесно переплелись навсегда, что статусом легенды, что судьбами в творчестве, что знаковыми персонажами. А началось всё с предложения Лугоши роли Монстра в готовящейся ленте «Франкенштейн» («Frankenstein»). Актер, ознакомившись со сценарием, посчитал недостойным себя прятаться в неузнаваемом гриме, лишь выставлять руки и заторможено шататься в нелепых накладках, изображая безмозглое бессловесное существо. Впрочем, оно понятно, ведь немые роли вспоминались, как страшный сон. Ну что ж, второго Лугоши нигде не достать, а параллельно делать фильмы нужно, посему скорёхонько была найдена замена в лице долговязого британца Карлоффа, который был голоден до участия в кино, здорово натрудив спину, кем только не работая. Поэтому грим и экранная немота его совсем не смущали. Кто мог подумать, что на Карлоффа обрушится слава? А ведь не только его лицо совсем не узнать под налепленной маской, так ещё и имя с фамилией в титрах не написано, ограничившись интригующим маркетинговым ходом поместить там «?»…
Особый характер Лугоши не позволил такое позабыть, затаив обиду на этого баловня судьбы, и главное, сделав соответствующие выводы. Но пока он пытался навязать студии, что состоявшаяся звезда хоррора для него мало, ему нужны другие жанры. Из этого не вышло желаемого, ведь только в ужасах он блистал, уже откровенно сталкиваясь в рекламе с фамилией Карлофф, деля и экран, что впрочем, выдавало прекрасные совместные результаты в ряде картин. Стечением обстоятельств скоро его начали звать ради имени на афишах, фильмы не обладали былыми крупными бюджетами, наблюдались приглашения на эпизоды, в семье появился ребёнок и требовалось отдавать театру много времени, отрабатывая по максимуму, а популярность ускользала из самых рук, и уходила-то она к Карлоффу! А тот знай себе, что в гриме, что без, укреплялся в ранг звезды ужасов, затмевая коллегу. Настало интересное событие: студия снова в который раз позвала двух известных актёров (Лугоши умолял правдами и неправдами доверить ему это участие) в одно большое продолжение легендарного хоррора, ожидающее крупный успех – «Сын Франкенштейна» («Son of Frankenstein»). Помните те выводы, сделанные Лугоши после добровольного отказа от легендарной роли? Так вот теперь он нарочно донимал гримёров обмазывать его чем угодно часами, специально имитировал вывих плеча, вставлял звериные зубы, приклеивал бороду на половину лица, из сломанной шеи торчала кость – это был его уродливый злодей Игорь, чья желчь персонажа так прекрасно игралась лицедеем, словно он выражал чрез неё настоящие эмоции. Играли Лугоши и Карлофф выше всяких похвал, они ещё вполне ладили и на совместное творчество это сказалось благоприятно. Снова имя Лугоши заблистало, и помог тот самый уродующий до неузнаваемости новомодный грим – ирония. Харизматичный, где-то затмевающий самого Монстра, Игорь требовался ещё на экранах, Лугоши нужны были средства на оплату счетов, ведь в сравнении с нынешними гонорарами, прошлые звёзды Голливуда не получали баснословные деньги. А в 1943-ем он ни за что не упустил возможность попытаться повернуть время вспять, запоздало примерив образ Монстра, сражаясь с Человеком-волком. Последним дорогостоящим фильмом стала пародийная комедия-капустник для большинства именитых чудищ с парой известных комиков «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» («Abbott and Costello Meet Frankenstein»). Снова был аристократ-вампир, фирменно прячущий нижнюю часть лица за накидку, а от публики уже пристрастие к морфию, ведь так обидно сидеть без работы…
После приглашения поступали из «второсортных» фильмов, начались даже самопародии, выступления на публику в образе Дракулы, чья одноимённая постановка до сих пор разъёзжала с театральными гастролями, в интервью Лугоши называл себя «boogie man» (что-то вроде «страшилища»), и хочет ещё больше высмеиваний в комедиях (вот где крик души), былая крепкая холённая круглолицая звезда куда-то исчезала, а на её месте объявился высохший, сдавший позиции старик-морфинист от обид и амбиций, вконец затуманивший свой разум наркотиками…
Историки кино выделяют серьёзную роль из того периода лишь в эпизоде сериала «Саспенс» («Suspense»).
Не то чтобы время чёрно-белого жанрового кино безвозвратно прошло, оно просто изменилось. Никто в кинопроизводстве не хотел иметь дел со «страшилищем», который на самой грани то ли жив, то ли мёртв? Никто в здравом уме не подал руку помощи старику, выброшенному прочь, который помог себе в этом, пристрастившись к морфию. Никто…
Никто кроме самого большого чудака, если не на планете, то в кино точно. Это был «плохой» режиссёр-самоучка из нового поколения, который не умел снимать фильмы, но очень их любил, и любил ту уходящую классику «страшного» Голливуда. Это был Эд Вуд мл. (Ed Wood Jr.), который не знал, что ему носить: мужскую или женскую одежду, как писать сценарии, что требовать от непрофессиональных актёров, как строить внятные мизансцены, но твёрдо знал одно – своего кумира он вытащит из этой ямы. И каким бездарным не был бы режиссёром Вуд мл., а он замечательный человек, который дал роль (дал роль!) канувшему в лету Лугоши, оплатил его лечение в клинике, и главное – поселил надежду в старике! В самом деле, Лугоши не только на словах твердил о возвращении к прежней жизни, он доказывал это на деле. А как он играл – он чертовски играл, будто его похитили на двадцать лет и запрещали выступать перед камерой, и теперь он вырвался и жаждет снова быть актёром! «Невеста монстра» («Bride of the Monster») – глупая, наивная, бесконечно трэшевая нелепая дешевейшая белиберда подражания классике о сумасшедшем учёном и монстре – толстяке из рестлинга, где кругом любители, что и простой эмоции передать не в состоянии, украденный горе-режиссёром нерабочий неподвижный муляж гигантского осьминога… но Лугоши там блистал! Это надо видеть! Актер, заметно набравший лет и потерявший всякий презентабельный вид, исхудалый в старика, делал невероятное – его глаза светились, как у молодого вампира, почуявшего свежую кровь, а ужимки мимики снова возрождали неповторимого злодея Дракулу, правда, уже без накидки, а в халате профессора!
Не знаю, понимал ли Лугоши в полной мере, что играет в самодеятельности перед камерой с нулевым бюджетом на смехотворном сценарии, в «Глен или Гленда» («Glen or Glenda») вовсе вещая о нелёгкой судьбе трансвеститов в обществе с переодетым в женское Вудом мл., но делал это с рабочим задором и полноценной самоотдачей. Редко, когда трэш мог похвастать такой безупречно профессиональной игрой в своих пенатах. У него появились планы и «План 9 из открытого космоса» («Plan 9 From Outer Space»), где он успел поиграть перед камерой пару минут, а после его не стало. Вуд мл. бережно сохранил отснятый пробный материал с легендой и вставил его в своё кино, остальную же часть этого персонажа исполнял статист с подобно зализанными волосами и в накидке, прячущий лицо, будто там сокрыт Лугоши.
Актёра настиг сердечный приступ, когда он лежал на диване в своём доме и рассматривал сценарий к очередному фильму, но его Дракула живее всех живых, ведь Лугоши словно уснул в гробу, по воле сына и последней жены, будучи захороненным в той самой вампирской накидке и фраке. А на панихиде большой шутник Петер Лорре (Peter Lorre), чтоб развеять грустные чувства шепнул Винсенту Прайсу (Vincent Price), что не вбить бы им осиновый кол на всякий случай?
Что понятно, ведь достаточно едкий (возможно лишённый лицемерия и рубящий правду, пускай она и некрасива) характер Лугоши был у всех на слуху, да он и не скрывал, говоря, что по жизни одинокий волк, не слишком жалует людей – особенно всех этих вёртких Голливудских продюсеров, всегда мечтал отойти от ненастоящих мистических образов и показывать реальных приземлённых героев, по-особому любил своего Дракулу, который открыл дорогу к успеху и ограничил творческие рамки, называя это «проклятие Дракулы», самым важным считал недельный чек за съёмки, и часто сетовал на неудобства гробов, в которых так помногу играл перед камерой. А ещё травил забавные байки, рассказывая, что на войне был палачом, пытал своих жертв, наслаждался их муками, и сделал ноги с фронта, сыграв, что съехал с катушек.
Когда-то он говаривал пророческие слова, что его Дракула вечен. Проходят годы, о Лугоши многие и не знают, но тот чёрно-белый вампир с блестящими глазами узнаваем всегда, как эталон.
Хоррор-фильмография актёра:
- План 9 из открытого космоса (1959) Plan 9 from Outer Space
- Черное бездействие (1956) The Black Sleep
- Невеста монстра (1955) Bride of the Monster
- Мать Райли встречает вампира (1952) Old Mother Riley Meets the Vampire
- Бела Лугоши знакомится с бруклинской гориллой (1952) Bela Lugosi Meets a Brooklyn Gorilla
- Саспенс (сериал) (1949-1954) Suspense
- Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна (1948) Bud Abbott Lou Costello Meet Frankenstein
- Испуганный смертью (1947) Scared to Death
- Похитители тел (1945) The Body Snatcher
- Зомби на Бродвее (1945) Zombies on Broadway
- One Body Too Many (1944)
- Возвращение человека-обезьяны (1944) Return of the Ape Man
- Человек-вуду (1944) Voodoo Man
- Возвращение вампира (1944) The Return of the Vampire
- Призраки на свободе (1943) Ghosts on the Loose
- Человек-обезьяна (1943) The Ape Man
- Франкенштейн встречает Человека-волка (1943) Frankenstein Meets the Wolf Man
- Полуночный трактир (1942) Bowery at Midnight
- Ночной монстр (1942) Night Monster
- Исчезновение трупа (1942) The Corpse Vanishes
- Дух Франкенштейна (1942) The Ghost of Frankenstein
- Черные драконы (1942) Black Dragons
- Человек-волк (1941) The Wolf Man
- Spooks Run Wild (1941)
- Чёрный кот (1941) The Black Cat
- Невидимый призрак (1941) Invisible Ghost
- Вы узнаете (1940) You’ll Find Out
- Дьявольская летучая мышь (1940) The Devil Bat
- Черная пятница (1940) Black Friday
- Черные глаза Лондона (1939) The Dark Eyes of London
- Призрачная угроза (1939) The Phantom Creeps
- Горилла (1939) The Gorilla
- Сын Франкенштейна (1939) Son of Frankenstein
- SOS: Береговая охрана (1937) SOS Coast Guard
- Тень Чайнатауна (1936) Shadow of Chinatown
- Невидимый луч (1936) The Invisible Ray
- Чанду на волшебном острове (1935) Chandu on the Magic Island
- Murder by Television (1935)
- Ворон (1935) The Raven
- Тайна Мари Селест (1935) The Mystery of the Marie Celeste
- Знак вампира (1935) Mark of the Vampire
- Таинственный мистер Вонг (1934) The Mysterious
- Возвращение Чанду (1934) The Return of Chandu
- Черный кот (1934) The Black Cat
- Ночь террора (1933) Night of Terror
- The Whispering Shadow (1933)
- Остров потерянных душ (1932) Island of Lost Souls
- Поцелуй смерти (1932) The Death Kiss
- Чанду волшебник (1932) Chandu the Magician
- Белый зомби (1932) White Zombie
- Убийства на улице Морг (1932) Murders in the Rue Morgue
- Черный верблюд (1931) The Black Camel
- Дракула (1931) Dracula
- Голова Януса (1920) Der Januskopf
Ссылки:
Очень интересная статья. Спасибо 🙂
Пожалуйста 🙂
Шикарна статья!
Потому что актёр шикарный 🙂
Да. Мне очень понравилась совместная работа с Карлоффом в «Вороне»)
Статья очень понравилась! А Бела — один из любимых актёров!
Великолепно поработал, Роман. Читал не отрываясь. После такого статьи честно говоря и добавить-то нечего к написанному портрету Лугоши. Таким актером можно только восхищаться, что я и делаю уже не первый год. Все-таки это судьба. Она благоволила этому человеку с крайне непростым прошлым. Его невероятный дар словно обрел собственную жизнь, когда Бела впервые вышел на театральные подмостки в вампирском гриме. Неизвестно насколько схож был вид Лугоши с видением самого Брэма Стокера, но великий ирландский прозаик должен был быть доволен. Такого Дракулу не переиграть никогда, таких сияющих черных глаз более ни на ком не увидеть. Очень хочу пересмотреть все наиболее значимые фильмы в карьере Лугоши, но отчего-то уверен: главную роль затмить невозможно. Она — пик горы. Все остальные — подступы.
Спасибо! Рад, что чтение понравилось 🙂