


|
||||
|
Бела Лугоши (Bela Lugosi) – биография и фильмография актёраБела Лугоши (Bela Lugosi), урождённый как Бела Ференц Дежё Блашко (Béla Ferenc Dezső Blaskó), появился на свет 20 октября 1882-го года, Лугош, Австро-Венгрия, ушёл из жизни 16 августа 1956-го года, Лос-Анджелес, США. Что можно написать про самую настоящую легенду хоррора с самого его рассвета, истинный культ чёрно-белого кино, про замечательного и бесподобного характерного актёра, которого помнят и любят спустя десятилетия, на чьи хрестоматийные образы равняются, ссылаются, вдохновляются и прочее? Пожалуй, стоит ещё раз вспомнить об этом интересном человеке, прежде чем в сотый раз, как первый, насладиться его актёрским дарованием на экране. Будущий актёр родился в Австро-Венгрии, в городе Лугош (отсюда и будет заимствован псевдоним, с которым он впоследствии покорит Голливуд, а значит – весь мир) в семье банкира. Быстро бросив гимназию в 12 лет, Бела участвует в постановках провинциальных театров. Карьера начиналась с совсем маленьких ролей, однако, переехав в Будапешт, актёр с 1913-го года работает в Национальном Театре Венгрии, став там центровым исполнителем. Скоро наступила Первая мировая война. Лугоши уходит добровольцем, служит пехотинцем в звании лейтенанта два года, повышается до капитана, получает ранения и медаль в довесок за заслуги. По возвращении его ждал знакомый театр и роли в кино, где использовался сценический псевдоним Аристид Ольт (Arisztid Olt). За два года он успевает сыграть перед камерой в двенадцати лентах. Будучи активистом актёрского движения, по тем меркам сочувствующим «красным», если не поддерживал идею деления на классы, Лугоши был вынужден покинуть родную страну в силу наступившей революции. Перебравшись в Венну, он всё так же выступает на театральных подмостках, получает предложения в съёмках. Например, в Германии это была работа у самого Фридриха Вильгельма Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau). Наконец, в возрасте около сорока лет, в 1920-ом он отправляется в Америку, скитаясь по ряду городов, подрабатывая моряком на торговом судне. На новой земле его ждали проблемы с получением гражданства, которое в итоге он всё же добился, впрочем, и с работой по профессии пришлось подождать, перебиваясь грузчиком какое-то время. И лишь в Нью-Йорке, поселившись в венгерской колонии для иммигрантов, актёр собирает единомышленников, начиная выступать перед соотечественниками с постановками. В прошествии пары лет после приезда Лугоши удаётся пробиться на Бродвей, удостаиваясь постоянных ролей. В этот промежуток театральной занятости, в 1923-ем был первый американский фильм с его участием, тем не менее, на плёнке второстепенные персонажи не обязательно содержали произносимые слова или как-то выделялись из массовки. Звёздный час настал в 1927-ом, когда актёру предложили играть в пьесе «Дракула». История и исполняющий центровую роль, вымазанный в трупный зелёный цвет Лугоши, поразили зрителей: 261 выступление, а после разъезды с гастролями! Но Голливуд, хоть и выгодно приметил будущий хит экрана, а не звал венгра в целлулоидный мир. Пророчили жанровую бесспорную звезду – Лона Чейни (Lon Chaney), но судьба распорядилась иначе: замечательный лицедей скончался, и самым разумным было пригласить того, кто удачно зарекомендовал себя на сцене, к тому же был «свежей кровью» на экранах, чтоб создавать антураж загадочного зла из Восточной Европы по-настоящему родом оттуда. Тут есть два любопытных факта, связанных с эпохальной картиной и культовыми личностями, которая ушла в память и которая только начинала восхождение. Чейни по праву слыл прекрасным актёром, который был мастером использования невероятного грима со сменой внешности, и его вампир задумывался подстать, этаким монстром, однако с вынужденным выбором замены, такой подход в корне изменился, вылившись в естественный человеческий облик Дракулы, если, конечно не считать природного отрицательного обаяния Лугоши с неповторимым блеском в глазах и подвижной мимикой лица, напоминающей что-то животное. А так же, что забавно, он ещё плохо владел английским и большую часть своих текстов-реплик (что в театре, что в кино) запоминал исключительно на слух, не понимая полное значение произносимого. И вот оно свершилось: Дракула, поданный круглолицым актёром с просто чудовищным венгерским акцентом (который станет неотъемлемой частью будущих ролей, как узнаваемая марка, который интуитивно используют и сейчас, пародируя графа-вампира), который перенёс из театра все свои наработки в виде выразительных скрюченных пальцев – зазвучало звуком успеха! Актёр, что в перерывах меж дублями, что после съёмок всюду не снимал свой вампирский фрак, зловеще вещая, что он Дракула! Моментально лента стала популярным фильмом ужасов, находящимся на грани запрета от демонстрируемой жути, что влекло ещё больше зрителей, студия-магнат «Universal» подписала контракт с Лугоши, в свет ожидались один за другим новые классические хорроры с ним в главной роли. Это была прекрасная эпоха нескончаемой череды легендарных чёрно-белых жанровых картин. Длилась она достаточно, чтоб актёр обрастал популярностью, наслаждался отличными ролями в качественных эталонных произведениях, любимых народом, посещающих кинотеатры, пестрить в заголовках романом с миллионершей, а во время Второй мировой войны посещать войска союзников в фирменном фраке и ничего не делая, получать громкие овации в свою честь. Конечно, так сложилось, что когда вспоминается Лугоши, то обязательно не обходится стороной другой легендарный актёр хоррора – Борис Карлофф (Boris Karloff). Хоть они и враждовали (по-актёрски), но невольно тесно-тесно переплелись навсегда, что статусом легенды, что судьбами в творчестве, что знаковыми персонажами. А началось всё с предложения Лугоши роли Монстра в готовящейся ленте «Франкенштейн» («Frankenstein»). Актер, ознакомившись со сценарием, посчитал недостойным себя прятаться в неузнаваемом гриме, лишь выставлять руки и заторможено шататься в нелепых накладках, изображая безмозглое бессловесное существо. Впрочем, оно понятно, ведь немые роли вспоминались, как страшный сон. Ну что ж, второго Лугоши нигде не достать, а параллельно делать фильмы нужно, посему скорёхонько была найдена замена в лице долговязого британца Карлоффа, который был голоден до участия в кино, здорово натрудив спину, кем только не работая. Поэтому грим и экранная немота его совсем не смущали. Кто мог подумать, что на Карлоффа обрушится слава? А ведь не только его лицо совсем не узнать под налепленной маской, так ещё и имя с фамилией в титрах не написано, ограничившись интригующим маркетинговым ходом поместить там «?»… Особый характер Лугоши не позволил такое позабыть, затаив обиду на этого баловня судьбы, и главное, сделав соответствующие выводы. Но пока он пытался навязать студии, что состоявшаяся звезда хоррора для него мало, ему нужны другие жанры. Из этого не вышло желаемого, ведь только в ужасах он блистал, уже откровенно сталкиваясь в рекламе с фамилией Карлофф, деля и экран, что впрочем, выдавало прекрасные совместные результаты в ряде картин. Стечением обстоятельств скоро его начали звать ради имени на афишах, фильмы не обладали былыми крупными бюджетами, наблюдались приглашения на эпизоды, в семье появился ребёнок и требовалось отдавать театру много времени, отрабатывая по максимуму, а популярность ускользала из самых рук, и уходила-то она к Карлоффу! А тот знай себе, что в гриме, что без, укреплялся в ранг звезды ужасов, затмевая коллегу. Настало интересное событие: студия снова в который раз позвала двух известных актёров (Лугоши умолял правдами и неправдами доверить ему это
Историки кино выделяют серьёзную роль из того периода лишь в эпизоде сериала «Саспенс» («Suspense»). Не то чтобы время чёрно-белого жанрового кино безвозвратно прошло, оно просто изменилось. Никто в кинопроизводстве не хотел иметь дел со «страшилищем», который на самой грани то ли жив, то ли мёртв? Никто в здравом уме не подал руку помощи старику, выброшенному прочь, который помог себе в этом, пристрастившись к морфию. Никто…
Актёра настиг сердечный приступ, когда он лежал на диване в своём доме и рассматривал сценарий к очередному фильму, но его Дракула живее всех живых, ведь Лугоши словно уснул в гробу, по воле сына и последней жены, будучи захороненным в той самой вампирской накидке и фраке. А на панихиде большой шутник Петер Лорре (Peter Lorre), чтоб развеять грустные чувства шепнул Винсенту Прайсу (Vincent Price), что не вбить бы им осиновый кол на всякий случай?
Когда-то он говаривал пророческие слова, что его Дракула вечен. Проходят годы, о Лугоши многие и не знают, но тот чёрно-белый вампир с блестящими глазами узнаваем всегда, как эталон. Хоррор-фильмография актёра:
Ссылки: 8 комментариев Бела Лугоши (Bela Lugosi) – биография и фильмография актёраДобавить комментарий |
|||
|
Очень интересная статья. Спасибо 🙂
Пожалуйста 🙂
Шикарна статья!
Потому что актёр шикарный 🙂
Да. Мне очень понравилась совместная работа с Карлоффом в «Вороне»)
Статья очень понравилась! А Бела — один из любимых актёров!
Великолепно поработал, Роман. Читал не отрываясь. После такого статьи честно говоря и добавить-то нечего к написанному портрету Лугоши. Таким актером можно только восхищаться, что я и делаю уже не первый год. Все-таки это судьба. Она благоволила этому человеку с крайне непростым прошлым. Его невероятный дар словно обрел собственную жизнь, когда Бела впервые вышел на театральные подмостки в вампирском гриме. Неизвестно насколько схож был вид Лугоши с видением самого Брэма Стокера, но великий ирландский прозаик должен был быть доволен. Такого Дракулу не переиграть никогда, таких сияющих черных глаз более ни на ком не увидеть. Очень хочу пересмотреть все наиболее значимые фильмы в карьере Лугоши, но отчего-то уверен: главную роль затмить невозможно. Она — пик горы. Все остальные — подступы.
Спасибо! Рад, что чтение понравилось 🙂