Эксклюзивный отзыв на психологический триллер «Огненное письмо» (Aksharaya, Франция, Шри-Ланка, 2005) только для сайта КЛУБ-КРИК
«Акшарайя» – это страшный сон Ларса фон Триера, оказавшегося в Болливуде, где его заставили снимать индийскую мелодраму с сакраментальным: «Здравствуй, я твоя папа!»
– в финале. Вот только во сне или наяву, а упрямый датчанин, даже в облике ланкийца по имени Асока Хандагама, умудрился превратить традиционный мелодраматический сюжет в жуткий психоделический
триллер, в котором смешались воедино инцест, педофилия и убийства, наложенные на ужасную тайну прошлого и «одиночество вдвоем» настоящего. А все вместе так сильно отдает «Антихристом», что хочется лишний раз взглянуть на выходные данные, чтобы убедиться – на самом деле фон Триер снял свой скандальный фильм на целых четыре года позже Хандагамы, а следовательно никак не мог послужить для того источником вдохновения.
Впрочем, Шри-Ланка – не Европа. А потому скандала на родине режиссера терпеть не стали, и скоренько картину запретили. За те самые: «инцест, насилие, убийства и неуважение к суду». Последнее – уже, видимо до кучи. Нечего было главных героев
судьями делать. Впрочем, не думаю, что Хандагама сильно расстроился, поскольку снимал свой фильм он явно не для соотечественников. А с точки зрения
просвещенного Старого Света ничего такого особенного в «Акшарайе» нет. Откровенная по ланкийским меркам сцена изнасилования в Европе выглядит почти пуританской, что же до купания героини в ванной со своим несовершеннолетним сыном – так и покруче видали. Другое дело – то, что остается за кадром. А здесь, доводя фрустрацию главной героини (кстати, все персонажи картины остаются безымянными) до абсурда, Хандагама и в самом деле навешивает на сюжет такое количество психических и сексуальных отклонений, что Зигмунд Фрейд, наверное, весь извертелся в гробу. А маститые европейские кинокритики изжевали свои перья до самого основания.
А самое страшное, что совершенно непонятно – всерьез ли хитрый ланкиец копается в
подсознании своих героев или тонко издевается над теми, кто будет все это киноизвращение смотреть и пытаться найти там тщательно сокрытый смысл. Конечно, при желании можно взять большую лопату и вгрызаться в мифологические наслоения в поисках корней сюжета «Акшарайи». Благо, что
тему инцеста можно найти в сказаниях самых разных народов. Но буквальная одержимость героини фильма этим греховным по меркам любой культуры явлением, с мифологией ничего общего уже не имеет. Хотя Хандагама все время пытается направить зрительское внимание по этому следу, снимая кульминационную сцену в археологическом музее, среди культурологических артефактов разных эпох.
Вот только женщина, сексуально одержимая сыном, прижитым от собственного отца –
это уже какой-то совершенно особый феномен, аналога которого ни в буддистской, ни в какой иной мифологии, пожалуй, что и не встретишь. Да и к Фрейду с такими сексуальными расстройствами лучше на прием не являться. Зато безумные семейные отношения в паре отец / дочь,
всплывающие на поверхность после преступления, совершенного их сыном – уже вполне поддаются психоанализу. Чем, собственно, Хандагама с упоением и занимается на протяжении двух с лишним часов, изрядно к концу этого бесконечного сеанса утомляя переливанием из пустого в порожнее.
Оставив мальчика с явно выраженными психическими расстройствами (а какой бы ребенок остался нормальным рядом с такой матерью) приставать к дочери спрятавшего его в своей квартире музейного сторожа, Хандагама полностью переключился на взаимоотношения его родителей. А там отец, ставший импотентом после того, как узнал,
что женился на собственной дочери, пытается вернуть былую мужественность с помощью служанки, но в душе сгорает от страсти. Его жена и дочь жаждет собственного сына и тяжело переживает отдаление отца и мужа, страстно желая еще хоть раз познать его любовь. А несчастный мальчик, никогда не
знавший любви материнской, зато с младенчества ставший объектом сексуального влечения, снова добирается до ножа… А ведь есть еще и музейный сторож. Попав в эпицентр сексуально-инцестуальных страстей, тот медленно, но верно сходит с ума. Хотя, казалось бы, он-то здесь причем? Но Хандагаме мало прочих жертв – надо, чтобы все, со всеми, и до конца… Ни в чем не зная меры.
К сожалению – и в длине фильма, который, прежде чем доберется до своей кульминации, успеет не раз и не два усыпить. Ведь после того, как проходит первоначальный шок,
обрушенный режиссером на голову зрителю с первых минут, начинается унылое и бесконечное повторение одного и того же. Полностью, кстати, в восточном духе. Сюжет застывает на одном месте, раз обрисованные характеры никаким образом развиваться не собираются, а сгустившийся было саспенс тихо и незаметно растворяется в атмосфере тотального безумия. Но это ведь только со стороны кажется, что с психами не соскучишься – на самом деле, народ они на удивление однообразный и утомительный. Точь в точь такой, каким предстает Асока Хандагама в своем «Aksharaya».
Страница фильма «Огненное письмо» в КЛУБ-КРИКе
Да… Как — то сложно у них все в семье:)
Самое смешное, что взаимоотношения главных героев, эта любовь х секс / ненависть, приправленная потерей сына (там погибшего, здесь — ставшего убийцей и выброшенного из семьи), мне и правда очень сильно напомнила «Антихриста».
Да и финал — тоже. Разве что полюса немного смещены 🙂 Ну, и до инцеста с педофилией Триер пока не добрался. Подозреваю, что только пока…