Данная первая часть франшизы «Гоблины» (ранее во времена царствования видеокассет называющиеся «Вурдалаки») была создана ещё на итальянской студии «Empire Pictures», коя впоследствии лет разорилась, но весь её костяк деятелей снова собрался воедино, правда уже в Штатах в заглавии «Full Moon», где извечным идеологом и основателем числился неугомонный Чарльз Бэнд (Charles Band). Кстати, не каждый знает пару интересных фактов, связанных с рассматриваемым фильмом. Это ещё один талант Бэнда, помимо его неиссякаемых идей с образами разных экранных чудищ, который заключался в нешуточном маркетинговом ходе и пиаре картины, чтобы она окупилась в более трёх десятков раз. И, пожалуй, более важный аспект заключается в том, что первоначально он сам занимал режиссёрское кресло, а за спецэффекты отвечал именитый Стэн Уинстон (Stan Winston), но волей случая его подменил Лука Берковичи (Luca Bercovici), а визуализацию творил Джон Карл Бюхлер (John Carl Buechler). Посему из этого вытекает главный недостаток ленты – неравномерность. Дело в том, что сюжетная база слишком ломкая в конструкции, неровно переходящая словно из жанр в жанр, заметно контрастируя в атмосфере. Об этом чуть ниже и подробнее.
Пролог истории проходит в весьма увлекательном ключе, где пред зрителем показан некий сатанинский обряд со всей сопутствующей атрибутикой, но будучи сорванным, так и не принёсший младенца в жертву. Здесь будет загадочность и откровенно жуткий задел, где в кадре промелькнёт сцена с вырыванием сердца у одной из адептов при помощи лишь силы воли главного колдуна. Но вот далее кино переносит на два десятка лет вперёд, преподнося неспешный рассказ о паре влюблённых, где герой унаследует полузаброшенный особняк, с течением времени нашедший книги по магии и решивший воспользоваться их властью…
Тем самым былой первоначальный хоррор переходит в неторопливое постепенное погружение, с демонстрацией разных обрядов и заклинаний, после вовсе отдавая подобием фэнтези, где наш герой, напрактиковавшись в искусстве магии, вызывает в подчинение мелких демонов в личное услужение. Именно тут и кроется сюжетный застой, ведь для таких кинолент жанра о кровожадных чудищах по колено ростом, необходим ритм, чтобы они участвовали в сценах нападений и погонь, создавая саспенс, укрываясь в тёмных уголках, вынашивая тайные планы, но подобного нет. Они приспешники центрового персонажа, посему не атакуют его с подругой, всё время на виду, да, собственно, вызваны были ради любопытства без особой цели для себя. Следовательно, большую часть хронометража мы получаем простой действия. Благо, финал навёрстывает упущенное, выдавая кровожадность мелких существ, мистику, колдовство, превращения, столкновения чародеев. Но, увы, это только минут двадцать-пятнадцать, а всё что ранее: выяснение отношений меж влюблённой парой, вечеринки под музыку с друзьями, уборка дома, чтение книг с сидящим рядышком монстриком и так далее, что не помогает ощущать стойкий фильм ужасов.
Но у произведения найдутся положительные моменты. Каким бы ни был небольшим бюджет, а всё же он вывел весьма интересные образы и воплощения упомянутых в заглавии гоблинов. Эти чудища получились разными по своему виду (есть летающие, есть призванные из воды – слизистые и зелёные, будут схожие на мохнатых крыс, прячущиеся в подполе, мурлычущий, напоминающий кошку…), помимо наблюдаются магические находки, как ожившая кукла-клоун или неожиданные проделки злобного колдуна. Чисто сюжетно так же временами режиссёром ухвачен верный нерв повествования, где мы, зрители, идём рука об руку с героем картины, поглощённым неизведанными открытиями на чародейственном поприще, воплощая всё новые ритуалы из книг, полученных в наследство.
В итоге, к удачной находке для любителей хоррора сей фильм отнести сложно, благодаря его несбалансированности хронометража (много предисловия и подступов на жанровый скоротечный апогей), да к тому же с явным недостатком экранной специфической кровожадности – это жутик о клыкастых и когтистых монстрах, к слову. Тем не менее из всей линейки франшизы первый эпизод самый серьёзный и направленный в мистику, к тому же увлекающимся зрителям несколько наивными экранными детищами, созданными с протекции Чарльза Бэнда, да и попросту коллекционерам мрачных рассказов о мелких опасных мистических существах, снующих под ногами, кино может полюбиться в определённом плане. Лично меня привлекают такие фильмы, проработка чудищ недурна для данной выпускающей студии и в целом направления, к тому же это часть моего детства, отдающая приятной ностальгией. У меня эта банда призванных гоблинов давно покоится на полке в виде дисков, а Вам решать самим, как к ним относиться, ведь основное знакомство я провёл.
Сюжет:
Сорванный сатанинский обряд рушит планы кровожадного верховного колдуна, отчего уготованный в жертвоприношение младенец остаётся жить…
Спустя годы в полузаброшенный особняк вселяется пара молодых людей. Парень получил его в виде наследства, посему надумывает чуть повременить с учебой, прибравшись и отстроив. Но найденные оккультные знаки в подвале и собрание книг по чёрной магии выдают иррациональную склонность к проведению колдовских ритуалов, словно это заложено в крови. Так однажды он призывает себе в услужение мелких ужасных существ, обретая власть знаний! Но они принадлежали покойному сатанисту-жрецу, который пробудился из могилы…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Ссылки:
А я вырос на «Гремлинах» и «Зубастиках». Из «Вурдалаков» я две части видел, эту и 3. Ни одна мне не понравилась. Кстати, отличный маленький монстрик в «Кошачем глазе» есть.
Так же из тех лет более заметное у меня это тоже «Гремлины» и «Зубастики», а ещё я, кстати, в детстве полностью упустил «Детские игры», только уже достаточно взрослым подростком увидел первую часть, а после «Невесту Чаки» и его продолжение. «Кошачий глаз» нужно пересмотреть будет.
«Детские игры» я тоже в детстве не видел. Посмотрел уже в эпоху DVD, как и «Кошачий глаз». Только «Невесту Чаки» посмотрел оперативно.