Филип Дик написал в свое время достаточно кинематографического материала, и давно заслужил местечко в списке кинороманистов рядом со Стивеном Кингом, Говардом Лавкрафтом и другими. Его книги густо замешаны на иллюзиях, водопад образов и видений мрачной постапокалиптической реальности химерен и жуток. Большое искушение для продюсеров и большая ответственность для режиссеров. Впрочем, с последними Дику как правило везло, чему примером Ридли Скотт, адаптировавший для большого экрана роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
Итак, суровое будущее, постоянные дожди и неоновый свет вместо солнца. Детектив Рик Декард должен найти стайку андроидов, которые сбежали из отдаленной колонии, и добрались до нашей планеты. Проблема в том, что выглядят андроиды совсем как люди, посему поиск чужого среди своих не так прост, тем более, что не всегда понятно, кто здесь чужие, а кто — свои. Простой сюжет оказался богатейшей почвой для различных перевертышей, философских посылов, трактовок и размышлений о том, что же делает нас людьми.
Проза Дика всегда была сложна для восприятия, но Ридли Скотт не стал ее адаптировать для самых невзыскательных зрителей. Наоборот, он умножил сложность текста на два, а потом возвел в кубическую степень, превратив философский антиутопический детектив в настоящую притчу. Разобраться в этом фильме непросто, но очень увлекательно, когда вычленяешь какую-то мысль, за ней тут же увязывается вторая, третья, и далее по цепочке распутывается это красивое макраме. И вдруг понимаешь, что неторопливый, усыпляющий футуристический нуар вовсе не пуст, он насыщен смыслами и образами, в нем каждая деталь подчеркивает центральный вопрос, где грань между человеком, и роботом, осознающим себя как человек?
9 из 10
Добавить комментарий