ВНИМАНИЕ!!! СПОЙЛЕРЫ!!!
Триллер всегда напоминает клубок, который зритель разматывает вместе с главными героями. Король триллера Хичкок говорил: «Чтобы создать у зрителя ощущение саспенса, важно дать ему некое знание, которого нет у главного героя». В ленте «Извините, вы ошиблись номером» Анатоля Литвака немного иначе; почти каждый факт мы узнаем вместе с Леоной (Барбара Стенуик) — женщиной, случайно подслушавшей разговор об убийстве. Нам доподлинно известно только одно — убить собираются ее.
Сюжет: Леона лежит в постели и безуспешно пытается дозвониться до мужа. Она одна в доме и очень беспокоится. Телефонистка соединяет ее с офисом мужа, но соединяет неправильно, и Леона
слышит разговор двух мужчин, обсуждающих детали убийства. Та информация, которой они обмениваются, недостаточно, и даже полицейский, которому звонит Леона с тревожным сообщением, отмахивается от нее, заявляя, что в Нью-Йорке постоянно происходят убийства, и это слишком большой город, чтобы выяснять — ГДЕ произойдет преступление. Известно только одно — ВРЕМЯ. Убийство произойдет в 23.15. На часах в комнате Леоны — 21.00.
Мне показалось, что эта лента вдохновила на создание «Дьяволиц» Клузо и «Дождись темноты» Теренса Янга. Особая прелесть — в операторской работе, камера не стоит на месте, создавая сгустки тревоги, наделяя значением даже мелкие детали. В этом же году Хичкок поставил гениальную «Веревку», там глаз камеры также неотрывно следит за малейшим движением. Музыка Франца Уоксмана («Бульвар Сансет») оттеняет морок, она словно бор-машина, вплетается в кадры и заставляет сопереживать даже не очень приятным героям. Практически все персонажи грешны, хотя и совершили свои поступки, ведомые благими намерениями, но счастье за чужой счет обернулось пустырем, на котором вершил «новый капитал» муж Леоны — Генри (Берт Ланкастер).
Особый смак — в привлечении в одном из эпизодов психоанализа. Утверждается, что Леона — инвалид, но по ходу действия выясняется, что у нее целы руки-ноги, она может ходить, а ее сердечные приступы при абсолютно здоровом сердце (что подтверждает врач) — тонкая манипуляция, происходящая уже на уровне подсознания (есть такое заболевание — ВСД, для меня иногда становится поводом для шутки, это из-за работы).
Сюжет немного притянут за уши, но это можно простить драматургу Люсиль Флетчер — как
иначе узнать все подноготные и шахматные ходы в афере Генри, который просто хотел избавиться от влияния манипуляторши-жены и ее настырного папеньки, кудахчущего над дочкой? Когда понимаешь, что вся эта круговерть началась из-за той, на которую подписан «контракт смерти», хочется махнуть рукой — будь, что будет… Но Леона кричит мужу, который позвонил ей в финале (видимо, хотел подготовить жену к смерти) «Я люблю тебя, я боялась тебя потерять!», и хочется чуда. Но хэппи-энда не будет. Та фраза, что вынесена в название, в фильме — последняя. Как приговор тем, кто хочет больше, чем заслуживает.
Страница фильма «Извините, вы ошиблись номером» в КЛУБ-КРИКе
Вижу число 23! 🙂