Созданная именно тогда, когда, вероятнее всего, происходили события самого известного романа Джорджа Оруэлла «1984» «Бразилия» еще целый год пролежала на полке из-за многочисленных конфликтов Терри Гиллиама и президента Universal Сида Шейнберга на тему того, какая из концовок ленты наиболее уместна. И, возможно, фильм так и остался бы там, где ему уж точно не место, однако настырность режиссера, написавшего открытое письмо в издание The Daily Variety с просьбой ответить на вопрос, когда же наконец рядовые зрители смогут увидеть в кино «Бразилию», и закрытый показ фильма с оригинальным финалом, взяла верх, и уже в 1985 году картина оказалась на широких экранах.
Терри Гиллиам в одном из своих интервью признавался, что не ставил перед собой цели создания тоталитарного мира, как в «1984», но тем не менее именно с этим культовым произведением у фильма много общего. Главный герой хотя и отдаленно напоминает Уинстона Смита характером, но положение в обществе у него почти такое же, тем более при желании он мог бы занимать и посты куда более высокие. Однако систему он не столько отрицает, сколько попросту не замечает — ему безразлично все, что происходит не с ним. Он напуган, отрешен и довольствуется тем, что у него есть, не пытаясь при этом достичь чего-то большего. Фрагментами, как например в момент спасения девушки от страж порядка в здании Министерства, герой, в отличном исполнении Джонатана Прайса, больше похож на Пьера Ришара с его аляповатыми телодвижениями и нелепым выражением лица.
Сэм Лаури живет в двух мирах — настоящем и ирреальном, мире сновидений. И если его совсем не волнует произвол властей в жизни, то встреча с девушкой из сна, и ее последующая защита, пробуждает в нем целую гору чувств и эмоций. У него наконец-то появляется цель, он только начинает жить. Главный герой, тем не менее, слишком глуп и немощен, чтобы быть кому-то примером. Девушка, которую он пытается защитить, живя в своем маленьком мире, абстрагированным от мира за окном грузовика, выступает не столько контрастом, сколько контрастом лишь видимым, визуальным. Внутри — она тот же самый Сэм Лаури, только чуть более спонтанный и решительный.
И хотя эта сладкая парочка на протяжении всей ленты пытается поскорее убежать от системы — система в них самих. Они — маленькие винтики, знающие, что механизм не всегда исправен, но ничего поделать с этим им не позволяет их жизнь, их излишняя мечтательность и легкость. Мир же, в котором живут все остальные, серая безвкусная дрянь, да-да, та самая, которую подают в местных ресторанах под видом рыбы, мяса и прочих продуктов. Бразилия Гиллиама — это собирательный образ всего того, что происходило и сейчас происходит в нашем мире. Недаром охранники Министерства одеты точно так же, как когда-то были одеты приемники Гитлера. В картине много аллюзий, отсылок и прочих атрибутов, которые так или иначе напоминают о том, что Бразилия — это то, где мы жили, живем и жить будем.
Терри Гиллиам верно подметил, что действие могло происходить когда угодно и где угодно. Только дело здесь совсем не в месте и не во времени. Дело в людях. Это мы верим в постоянную крышу над головой, безоблачное будущее и супергероев. Но…
«Сколько бы ни вдохновляли нас герои комиксов, проблем реальной жизни они не решают»
Всем, кто не видел этого фильма, рекомендую его посмотреть сегодня вечером по ТВ.