Рецензия написана в мае 2010 г.
——————————————
Прежде чем охарактеризовать фильм, следует сказать несколько слов о литературном первоисточнике, романе Кормака Маккарти — «The Road». Эта книга в 2007 году получила Пулитцеровскую премию, одну из наиболее престижных наград США в области литературы и искусства. Речь в романе идет об Отце и Сыне, оказавшимися одними из немногих выживших, после Конца Света. Мужчина и мальчик медленно движутся на юг, туда, где тепло и сытно. А на их бесконечно длинном пути изредка встречаются такие же беженцы и гораздо чаще — каннибалы, охотящиеся на других выживших. У Отца есть револьвер, в барабане — 2 пули. Но оружие нужно не столько для самообороны, сколько для того, чтобы безболезненно уйти в мир иной, если возникнет по-настоящему безвыходная ситуация. Но Отец совсем не уверен, что сможет нажать на курок. Ведь жизнь Сына — это единственное, ради чего он не сдается и продолжает бороться за существование в мёртвом мире…
Книга Маккарти крайне непростое произведение, как по восприятию, так и по осмыслению. Смертельно-депрессивное описание нескончаемого путешествия по погибшей земле сможет осилить не каждый читатель. В романе нет позитива, захватывающих приключений, забавных эпизодов. Один бесконечный кромешный ад одиночества и безнадеги, с каким-то неуловимо-парадоксальным проблеском надежды на лучшее. Количество задаваемых повествованием вопросов значительно превышает число возможных однозначных ответов. Обобщенно все сводится к главной нерешаемой задаче — зачем жить, если Жизни, как таковой, больше нет? Зачем бороться, если бороться больше не за что? Зачем надеяться, если Будущее осталось в Прошлом? Зачем? Зачем?? Зачем??? Ведь не будет никакого счастливого финала у истории, а все, что возможно — это каким-нибудь чудом обрести душевное равновесие в Аду на земле…
Австралийскому режиссеру Джону Хиллкоуту надо отдать должное, ибо он взялся экранизировать «некинематографичный» роман, в котором мало активных действий и диалогов, но много бытописания и размышлений. Конечно, часть писательской мысли и множество литературных нюансов неизбежно выпало из ограниченного хронометража картины, и необходимости делать ее динамичной по сравнению с неторопливым книжным повествованием. Тем не менее, Хиллкоуту удалось максимально точно передать посредством киноязыка ужасно-неповторимую атмосферу постапокалиптического мира, описанного в романе, а также удачно подобрать исполнителей главных ролей. Юный Коди Смит-Макфи на сто процентов убедителен в своей детской непосредственности в роли Сына, а Вигго Мортенсен сыграл здесь, на мой взгляд, одну из самых сильных ролей в своей карьере. Чтобы так ярко изображать ужас в глазах Отца, когда его Сыну угрожает опасность, нужно быть мастером и очень глубоко прочувстовать своего персонажа. Мортенсен играет просто отлично, без лишних эмоций, с невероятно искренностью передавая все чувства и переживания своего героя.
Несмотря на то, что в книге/фильме жирной чертой проходит страшная тема каннибализма, никаких натуралистичных сцен вы не увидите. Основной ужас ситуации заключается в простом психологическом осознании того, что в новом мире люди вынуждены есть друг друга, чтобы выжить, так как какую-либо иную пищу очень сложно найти. Режиссер редкими, но жестоко-изящными штрихами рисует картины с жертвами или местом «приготовления обеда», от которых кровь стынет в жилах безо всяких зверски-мерзопакостных откровенных эпизодов. И одной из высших степеней человечности в постапокалиптическом мире становится отказ от убийств и пожирания человеческой плоти, даже ценой собственной жизни.
Садясь за просмотр этой картины, приготовьтесь к тяжелому, утомительному, депрессивному, но мощному рассказу о самых главных человеческих истинах, которые, хочется верить, останутся с нами даже в случае гибели современной цивилизации.
Что характерно, не в книге, не в фильме ни объясняются причины Конца Света. Впрочем, это и не важно. А важно то, какими мы будем, когда нам станет нечего терять…
Да, хорошее атмосферное кино и написано про него отлично.
Тяжелая книга. Сильное кино. Отличный отзыв.