Эксклюзивная рецензия на фильм «Тюрьма» (Prison, 1988 г.), специально для сайта КЛУБ-КРИК.
Тюрьма, пустовавшая 20 лет из-за скандала, связанного с истязаниями зэков, вновь принимает постояльцев. А во главе администрации все тот же директор Шарп, печально знаменитый своими жестокими методами. И с первых же дней заселения тюрьмы новыми заключенными, в ее стенах начинают происходить страшные необъяснимые события…
Ренни Харлин известен в первую очередь как постановщик высокобюджетных зрелищных боевиков, лучшие из которых — «Крепкий орешек 2» и «Скалолаз», но и триллеры/хорроры также всегда интересовали финского режиссера. Как раз со «страшных» фильмов Харлин начинал карьеру, выпустив в 1988 году «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна», а годом ранее сняв мистический триллер «Тюрьма». В этой картине уже заметна страсть Ренни к зрелищу, пиротехнике, всевозможным визуальным эффектам, но бюджет и сюжет не позволили Харлину развернуться на полную катушку. В результате получился крайне посредственный по уровню постановки и не особо интересный по рассказанной истории «жутик», который сейчас можно посмотреть лишь ради повышения киноэрудиции, узнав, с чего начинали свои творческие пути «блокбастеростроитель» Ренни Харлин и голливудская звезда Вигго Мортенсен.
Если изначально не знать, что «Тюрьма» — хоррор по жанру, то отсмотрев треть фильма, думаешь, что наблюдаешь социально-криминальную драму о тяжкой жизни арестантов. За исключением пролога с казнью на электрическом стуле, в ленте долгое время не происходит ничего жуткого с точки зрения мистического триллера. Есть злой начальник, тиранящий зэков, есть непокорный герой в исполнении молодого Мортенсена, но есть еще и тайна, мешающая спать гадкому директору тюрьмы. Именно из старого преступления без наказания и родится сверхъестественный ужас, убивающий как заключенных, так и охранников.
Смотря «Тюрьму» понимаешь, что в те годы Харлин еще не обладал опытом и мастерством, присущим постановке его последующих картин. У сюжета «Тюрьмы» был потенциал мощной «страшилки», но по факту режиссеру удалось сделать лишь более менее смотрибельный средненький триллер, с неровной динамикой, нестрашными убийствами и слабыми спецэффектами, даже по меркам конца 1980-х. И, увы, у Харлина не получилось создать по-настоящему мрачную и убедительную атмосферу тюрьмы, как адского места, невыносимого для жизни нормального человека, что предполагал сюжет ленты. В процессе просмотра история воспринимается поверхностно и отстраненно, без вовлеченности в происходящее на экране, без сопереживания героям и без напряжения и страха в сценах насилия. Фильм слаб практически по всем параметрам, это действительно была только «проба пера» будущего кассового режиссера, который уже очень скоро сделает коммерчески успешный четвертый «Кошмар на улице Вязов», но «Тюрьма» — это явный блин комом.
А у меня любимый фильм Харлина — «Глубокое синее море».
Я тоже считаю, что это его лучший фильм. Но и «Тюрьма» мне нравится. Она не хуже «Дома 3» и «Кошмара на улице Вязов 4» и «Сделки с дьяволом», а также «Охотников за разумом». Мне понравилась атмосфера этого фильма.
Даже не знал об этом фильме, потому что обычно с именем режиссёра вспоминаются только его крупные картины. Теперь буду знать 🙂
Рома, если бы так и не узнал, многого бы не потерял…:) «Тюрьма» и на год своего выхода была не ахти каким хорошим фильмом, а при сегодняшнем восприятии понимаешь, что эта картина действительно безвозвратно устарела.