Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на мистический триллер «Талисман» / «Скапулярий» (El escapulario, Мексика, 1968)
Черно-белый монохром, странные ракурсы, монологи, произносимые спиной к камере, постоянное ощущение присутствия в кадре чего-то, что не показывается на экране впрямую – картина Сервандо Гонсалеса с первой до последней минуты держит в напряжении и каждым своим фрагментом говорит о том, что реалистического объяснения рассказанной истории ждать не приходится. Выражение «мистическая атмосфера» сегодня уже достаточно затерто, но в данном случае оно как нельзя лучше подходит к описанию первого и главного впечатления, что оставляет после себя «El Escapulario». А жанровому определению «магический реализм» эта картина может служить хрестоматийным примером.
Естественно, ждать от подобного фильма линейного развития сюжета и традиционной драматургии было бы странно. Равно как и привычных мизансцен, не говоря уже о построении кадра. Здесь все посвящено одной цели – создать у зрителя чувство, что он медленно, но верно, погружается в ирреальный мир, в котором работают иные законы бытия. Где мертвые могут разговаривать с живыми, где время заворачивается в петлю, где сакральное превращается в профанное и наоборот.
Кульминационный момент фильма, в котором бешеная скачка главного героя возвращает его в то же самое место, откуда она началась, снят просто поразительно для своего времени. Экспрессия движения лошади и человека; пена, падающая с губ, крупные планы летящих в ночи лошадиных ног, мелькание света и тени – все это просто захватывает, создает ощущение присутствия… А ужас, охватывающий протагониста, пытающегося убежать от идущего по пятам проклятия ощущается едва ли не спинным мозгом.
Но это всего лишь эпизод, пусть и необычайно яркий, из фильма, который считают одним из лучших хорроров, снятых когда-либо в Мексике. Хотя, если быть дотошным архивистом, привыкшим все ставить на свои полки, «Скапулярий» является скорее мистической драмой нежели фильмом ужасов. Хотя саспенса на протяжении действия здесь хватит не на один триллер. А закольцованный сюжет хранит интригу до самых последних минут.
Поздним вечером в одном из мексиканских городков кто-то постучал в дверь местного священника. Тяжелобольной женщине потребовалась срочная исповедь. Верный своему долгу падре отправляется к прихожанке, невзирая на опасность – в ночных тенях скрываются бандиты, явно замышляющие недоброе. Но вместо исповеди, кюре получает из рук умирающей странную семейную реликвию – скапулярий (символическое подобие церковного облачения, носимое на шее как амулет), который должен был хранить ее детей от несчастий, но стал свидетелем, а то и причиной их гибели.
Судьба двух из четырех сыновей проходит перед глазами зрителя в ретроспекции рассказа старой женщины. В бурных событиях мексиканской революции они оказались по разную сторону и череда трагических случайностей привела их к злополучному исходу. Но по семейной легенде скапулярий никогда не попадал в чужие руки, всегда возвращаясь в лоно семьи. Двое из сыновей вдовы нашли свою смерть, но что произошло еще с двумя? И почему амулет оказался в руках падре?
Мрачная таинственность происходящего, неизбежность рока и мистические откровения – все это умещается в не такое уж и большое экранное время. История священника занимает меньше трети всего фильма. Тогда как в драме двух старших сыновей, Педро и Хулиана, сверхъестественное не проявляет себя открыто. Тем не менее, его присутствие, благодаря операторской работе, ощущается постоянно. И это скрытое явление подготавливает к развязке, которая уже не выглядит столь фантастично. В мире, где традиционные народные верования столь плотно перемешались с католическими обрядами, возможно все. Ведь сама земля там пропитана магией – что уж говорить о сакральном амулете, который способен сотворить невозможное!
Добавить комментарий