Роман, по которому поставлен фильм, читал давно. И ощущения от него были неуютные. Не потому, что там проблематика острая или язык с завихрениями, нет. Плоский был роман, тусклый. Может, дело в переводе? А вот фильм – другое дело! Голливуд, вывернутый наизнанку. Геенна сияющая и блестящая, отороченная гниющим мясом. Вот пошлая и доступная Фэй, актрисочка, в сердце которой скрутились жгутами алчность самки богомола и выводящая из себя тупость. А это художник, который хочет карьеру и сумеет вовремя промолчать. А это – несчастный и забитый мужчина, стоящий на обочине жизни и пытающийся найти в ней крупицу любви, неуклюжий, зажатый в угол религией и собственным несовершенством. А в центре бурлит толпа, состоящая из жующих и чавкающих рыл, охотники за знаменитостями и автографами, пресловутая саранча, полчища неживых.
При просмотре внутри просыпается гнев, который не смог донести роман Натанаэла Уэста: Шлезингер вылепил из глины существ, а вместо жизни вдохнул в них стремление. Причем, хаотичное, внутри каждого механизм самоликвидации – лететь на блеск и славу, прильнуть к ней или пожрать ее, уж кому как повезет. Тридцатые годы, Депрессия позади, Голливуд цветет, нацистская Германия зреет. Ни у кого нет воли: сказать раку душевному “стоп”, просто остановиться в этом беге миллионов ног за счастьем, что воплощает собой богато накрытый стол, шелковые простыни, роскошные платья и пачки денег.
Финальную сцену Шлезингер снял так жестоко, что даже насмотренного человека будут потом преследовать рожи толпы-саранчи; на ум приходили фильмы Триера, Полянски, но им в чем-то далеко до этого шквального огня, кричащей утробы, вылившегося на улицы ужаса… Лак отваливается кусками, и предстает чудовище: человек, отказавшийся от облика своего ради горстки фальшивых драгоценностей.
Забавно: одного из героев зовут Гомер Симпсон. Роман написан в 1939, и я, читая его, посмеивался: сложно избавиться от образа желтого толстяка. Также в фильме есть девочка-мерзавка, Адор. Ее сыграл Джеки Эрл Хейли, впоследствии Роршах в “Хранителях” и новый Фредди Крюгер.
Добавить комментарий