Возможно, кто-то скажет, что такому фильму на нашем сайте не место. Спорить не стану, к хоррору эта библейская драма явно не относится. Но обилие мистики позволяет отнести её к раннему фэнтези (а безбожники так Евангелие и называют), а это уж точно ближе к нашему жанру. Поэтому я всё же рискнул предложить к рассмотрению эту картину.
Этот древний фильм, снятый не только в эпоху «Великого немого», но и вообще в эпоху кинопримитивов, когда только начал формироваться собственный язык кино, и через 105 лет после создания производит колоссальное впечатление. Вроде бы простой сюжет, фильм чуть ли не иллюстративен, наподобие раёшного искусства или средневековой литургической драмы, на которую явно опирались режиссёры. Однако в этом фильме больше жизни и фантомной природы кинематографа (действительно, что есть кино как не запечатление призраков?), чем во многих позднейших фильмах. Восхищает не только потрясающе применённый синтез приёмов вирирования и ручного раскрашивания (где там нашему раскрашенному флагу из «Броненосца «Потёмкин»»: тут почти весь фильм раскрашен вручную) и не только потрясающая композиция цвета (чем ближе к Спасителю и к небесам, тем насыщеннее цвета, а чем дальше – темнее), но в первую очередь то, что эта картина смогла каким-то чудом сохранить и передать подлинное чудо конца XIX века – кино.
Сейчас уже трудно представить какое впечатление на прежних, не искушённых в кинематографе, зрителей производила эта фильма с её совсем нехитрыми по сегодняшних меркам спецэффектами (ангелы появляются и исчезают – эка невидаль?). Однако подлинное киноманство как раз в том и состоит, что человек сохраняет способность по-детски радоваться этим движущимся картинкам, этим призракам иного мира, однажды запечатлённым искусными кинематографистами. Современный кинематограф лишил нас такой возможности. Да, всё верно, немой кинематограф театрален, условен, психологически примитивен по сравнению со звуковым кино, не очень искусен с формальной точки зрения. Но есть в немом кино подлинное чудо, то незаёмное ощущение радости, возникающее из просто просмотра кино, то, если хотите, отстранение, когда известное нам с детских лет искусство вдруг предстаёт подлинной диковинкой, чем-то новым, доселе невиданным, подлинным чудом и волшебством. Именно это ощущение прикосновения к чему-то надмирному, божественному, волшебному исходит от этого 105-летнего фильма. И это возвращает нам, киноманам, то единственно-верное восприятие любого искусства, прежде всего кино – детски-наивное, но зато такое живое и непосредственное. Иными словами, это произведение из периода детства кинематографа снова даёт нам редкую, волшебную возможность почувствовать себя детьми, только открывающими новый для себя мир – мир кино.
Награды и номинации: включён в список лучших христианских фильмов (Ватикан, 1995)
10/10
16. 03. 2010
«Но обилие мистики позволяет отнести её к раннему фэнтези…» — сейчас как раз читаю исследование жанра хоррор Стивена Кинга — «Пляска смерти», где Кинг твердо заявляет, что ужасы — это поджанр глобального жанра «фэнтези». Так что исходя из классификации Короля Ужасов, «Жизнь и страсти Иисуса Христа» вполне подходит нашему Клубу.
А я так пока и не прочитал его исследование, хотя давно хочу. Он правда там, насколько я знаю, в основном американскому кино внимание уделяет.
Да, Кинг в «Пляске..» рассматривает преимущественно свою родную хоррор-культуру (кино и литературу), в основном в рамках 1950-1980-х годов, хотя также и анализирует мировую классику — истоки хоррора, такую как романы «Дракула» Брэма Стокера и «Франкенштейн» Мэри Шелли.
По моему мнению, этому замечательному фильму на сайте самое место. Даже потому, что в нём часто используются первые визуальные эффекты без которых никогда бы не родились на свет современные мистические и другие произведения с исчезновениями и другими чудесами техники. Особенно понравилась сцена с хождением по воде.
Я рад, что ты его смотрел. Я вообще считаю его одним из самых лучших фильмов в истории кино. Потому и дал 10 баллов.
Согласен. Ты верно подметил в тексте, что от таких наивных первых фильмов исходит какое-то необычное чувство волшебства кинематографа.
Да. С уходом немого кино ушло и это ощущение. Жалко, что сейчас мало кто смотрит немые фильмы. Искусство всё-таки не стареет.