Своей атмосферой, в которой сверхъестественное медленно, но верно вторгается в обыденную реальность, комкая ее и выворачивая наизнанку, итальянский мистический триллер «Черная лента для Деборы» сильно напоминает японские фильмы ужасов. И сходство это тем удивительнее, что последние завоевали души европейцев лишь в 90-е годы прошлого века, то есть по меньшей мере лет двадцать спустя после того, как лента Марчелло Андреи увидела свет. Так что, в том, что фильм в свое время остался практически незамеченным, нет ничего странного.
Да и чем было восхищаться тогдашнему зрителю? Актерский ансамбль не самый звездный, да еще и вместо того, чтобы быстро и агрессивно наматывать одно событие за другим, подобно авторам многочисленных апеннинских джалло, Андреи раскручивает действие медленно, словно увязая в патоке сгущающегося в воздухе предчувствия подступающего мрака. Вот только мрак этот не спешит принимать жертвы в свои объятия, подкрадываясь исподволь, накрывая ожиданием чего-то злого и неправильного. Но пока оно соизволит материализоваться, нетерпеливая публика успеет уже извертеться в своих креслах. Потому что, затеяв плести паутину мистического саспенса, режиссер необходимыми навыками такой тонкой работы явно не обладал. Как, пожалуй, и любой из итальянцев. А потому очередная история из серии про «нерожденных» (имя им — легион), хоть и смотрится на фоне большинства итальянских триллеров той поры достаточно оригинально, но оставляет после себя впечатление не доведенной до ума работы.
Впрочем, это не мешает оценить картину сегодня. История доктора Майкла Лагранжа и его жены Деборы, в которую таинственным образом вмешиваются сверхъестественные силы, ломая их устроенную и налаженную жизнь, может оказаться весьма интересной. Если, конечно, суметь настроиться на определенный лад и поймать волну, на которой ведет рассказ синьор Андреи. События начинают разворачиваться с момента, когда на одном из светских раутов чета Лагранжей решает ради острых ощущений провести сеанс с неким медиумом-парапсихологом. Во время сеанса внезапно выясняется, что Дебора сама может входить в контакт с миром духов, что едва не заканчивается печально… Возвращаясь домой, Майкл и Дебора попадают в аварию, в которой отделываются легким испугом, а вот столкнувшийся с ними автомобиль падает с обрыва. Беременная женщина, ехавшая в той машине умирает на руках Деборы… А через несколько дней супруги узнают, что скоро у них будет ребенок. И это при том, что Дебора не может иметь детей.
На этом фактически заканчивается та часть фильма, которую с натяжкой можно назвать «экшеном». Дальнейшие события превратятся в медленное погружение в бездну безумия, представленное чередой психологических этюдов. Марина Малфатти вполне справляется с задачей изобразить распад рациональной личности, не выдержавшей столкновения лицом к лицу со сверхъестественным. Опирающееся на нерушимое, казалось, главенство материального, сознание Деборы не справляется с давлением иномирных сил, которым не должно быть места в ее вселенной, и женщина остается беззащитной. Равно как и все попытки Майкла помочь своей супруге не дают никакого результата, потому что также основаны на рациональном объяснении происходящего.
Вот только увлекшись психологическими исследованиями внутреннего мира своих персонажей, Андреи несколько позабыл о зрелищности. Причем, если бы он о ней забыл совсем, то фильм от этого только выиграл. Но нет. Словно спохватываясь порой, сюжет подбрасывает сюрпризы вроде периодических полтергейстов, явлений призраков под маской живых людей и лихорадочных поисков спасения от всей этой чертовщины. Но это не тот случай, когда приключения духа легко переходят в приключения тела. Отчего и выглядит «Черная лента для Деборы» в своей заключительной части излишне сумбурной и далекой от идеала работой. Все-таки, наверное, чтобы снимать такое кино по-настоящему мастерски, нужно родиться японцем.
Добавить комментарий