«Молочная белизна была неровная, и совсем не выглядела естественной. словно кто-то нагромоздил на холсте свои чувства. как будто что-то копошится, мучается и, найдя выход, бессознательно стремиться выплеснуться наружу. или просто дикое движение жизни. Мысль обладает энергией, зреет, поглощает мрак. Странно, но нажимать на «стоп» совсем не хочется.» — Кодзи Судзуки «Звонок».
Никогда не думала, что стану сравнивать фильм с книгой! Так уж вышло, что неделю назад я запоем прочитала все книги серии. Но… Обо всем по порядку.
«Звонок»! Как много в этом звуке для сердца киномана… Фильм, успех которого был предрешен, не столько благодаря качеству, сколько новаторству проекта. Оригинальному, пусть и перенятому, режиссерскому финту — это я о том, что зритель как бы сам смотрит плохую кассету, и примеряет «проклятие» на себя.
Впоследствии мне удалось посмотреть и Японскую версию. и могу сказать, что различий между ними мало. просто западная версия вышла более символичной и визуально красивой.
Однако, после прочтения книги, оба фильма меркнут разом. Почему?
«Просто во всех, кто был вокруг, не ощущалось одного незначительного нюанса — жизни». — Кодзи Судзуки.
Ни японцы, ни американцы, не смогли, на мой взгляд, визуально воссоздать и перенести на экран те ощущения, которые вызывала во мне, как в читателе, книга.
После пятиминутных, мало что значащих, сменяющих друг друга картинок, у Рейчел звонит телефон, и ей сообщают, что через 7 дней она умрет.
И чего мы ждем? Что, и не страшно совсем? Эй, правда не страшно? А вот как Смерть сюда заявится собственной персоной?
Страшно, разумеется, но Наоми Уоттс страх изображает очень неумело, ведет себя скорее, как женщина, у которой не все в порядке с нервами.
Для сравнения процитируем книгу:
«Через трубку к нему неслись невысказанные слова и мысли, годами накопленная и не вымещенная злоба и ненависть». — К. С.
И, как не странно, когда читаешь, то действительно ощущаешь все это, а когда смотришь — нет.
Есть в математике задача о квадратуре круга. То есть задача о разыскании квадрата равновеликого данному кругу. Задача, которая, на сегодняшний день считается нерешаемой.
Такой же вот квадратурой круга оказалась для Гора Вербински экранизация высокоинтеллектуальной азиатской книги.
В итоге, хорошо, страшно, и прочее, чем еще можно похвалить, но все это лишь голливудское шоу, со всеми признаками оного. И я так подозреваю, что для Гора Вербински многие его фильмы, включая «Звонок», «Мышиную охоту» и «Пиратов» являются своеобразной психотерапией, помогающей ему преодолеть его собственный страх перед водой.
Стоит ли перечислять все признаки шоу? Да вот они, как налицо. Невозможно удержаться, чтобы не испытать трепет узнавания:
Колодец — его обычно видят в неприятных снах или по телеку. В нем обитает злая девочка. В Японии колодец — удобный вход в ирреальный мир. поэтому их принято закрывать тяжелыми крышками.
Магнитофонные пленки — транслируют бог знает что. полные ужаса вопли и неприятные обещания типа «ты умрешь».
Море, вода — в Японии ее любят и побаиваются. С одной стороны она — символ жизни
, с другой — в ней живет невероятное количество враждебной нечисти.
Длинные волосы — начесываются вперед. Неудобно смотреть, но хорошо пугать. Если верить мифам, закрытое тряпкой или волосами лицо выдает в человеке неугомонившегося покойника. А распущенные черные волосы издавна означают скорбь и печаль. В кино волосы неопрятными клочьями лезут из водопроводных кранов.
Дети — детей и в жизни некоторые недолюбливают, а уж в хоррорах — тем более. Отвратительные почти во всех проявлениях демонические создания с задумчивыми нездешними глазами и склонностью к перевоплощению. Похожи на призраков, иной раз ими и являются. Чуть появиться, задумчиво шаркая, японская детка — значит, быть беде.
И, наконец, телефон — как многие знают, телефоны в американском кино начинаются с цифр 5—5-5. Это номер несуществующей в Америке АТС, придуманный для того, чтобы особо назойливые зрители никого не беспокоили.
Однако, если вы каким-то чудом обнаружили в своей видеотеке подозрительную VHS кассету, посмотрели ее, и затем страшный голос в телефонной трубке радостно сообщил вам, что вы умрете через неделю, то вычислить «телефонного хулигана» несложно.
5—5-5 — телефон Голливуда. Просто позвоните.
Страница фильма «Звонок» в КЛУБ-КРИКе
Отличный отзыв! Спасибо, Mabgat.