Полноценная психоделика — и психология персонажей, вывернутая наизнанку… Проработанная до мелочей концепция картины — и утрированно-плоское режиссерское видение проблематики фильма. Утонченный символизм — и грубо вшитые в сюжетную канву натуралистично-жестокие сцены. Волшебная черно-белая картинка, стилизованная под излучающие духовный свет работы Тарковского — и мрачная мистичность природы, изображенная в «Антихристе» уродливым храмом Сатаны. Серьезная и сильная актерская и режиссерская работа — и ощутимо-горькое зрительское послевкусие.
Фильм Ларса фон Триера «Антихрист» (начиная от визуального ряда и заканчивая его диалогами) весь словно соткан из противоречий, но при этом он целиком и полностью укладывается в основную идею картины о хаотичности, иррациональности природы, двойственности человеческой натуры и более узко — темной стороны женской сущности и сексуальности.
Идеи фильма Триера перекликаются с идеями, нашедшими свое отражение в древних культурах. В Древней Греции, к примеру, существовал конфликт 2 культов, символизирующих двойственность человеческой натуры: бога Аполлона и бога Диониса.
Заповеди рационального, упорядочивающего культа Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Дионисизм, напротив, означал освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы. Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Празднества в честь Диониса, оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, звучала раскрепощающая ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые в сочетании с экзальтацией всех чувств доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием.
Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. Культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе с вселенной и доказать бессмертие души, постепенно всё больше скатывался в безумные оргии и безудержный разгул страстей и инстинктов. Чтобы остановить эту волну, дионисизм сознательно был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом.
Тема темной стороны натуры человека и особенно женской его ипостаси, воплотилась в древнееврейской легенде о Лилит. На мой взгляд, именно эта легенда нашла свое отражение в образе главной героини фильма в исполнении Шарлотты Генсбур.
Согласно легенде, Лилит была первой женой Адама, еще до Евы. Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам. Расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами. Позднее Лилит становится женой Сатаны. В Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик соблазнительной женщины.
Неземная, сделанная из огня, чья женская привлекательность пропитана мрачным эротизмом, Лилит противопоставляется обыденной, знакомой, земной женщине Еве. Лилит (в астрологии Чёрная Луна) символизирует собой силу индивидуализации, позволяющую не слиться в единое целое с единой сущностью, Богом. Она нарушает предопределённость и ведет к хаотизации мироздания. Существует представление, что Лилит обозначает проявления зла через ложь, обольщение злом и неправильный выбор, а также искушение. Не случайно героиня «Антихриста», по задумке режиссера, использует типично женские уловки для достижения поставленной цели, а позже признается мужу в демонстративности и манипулятивности собственного поведения.
Позже Европа, задыхаясь от дыма инквизиционных костров и маниакально следуя известнейшему трактату по демонологии германских монахов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм», возвела идею о порочности человеческой натуры и темной стороны женской сексуальности в культ, испытывая параноидальный ужас перед этим началом и стремясь обуздать его через прямое физическое уничтожение. Сцена с самокастрацией героини фильма и особенно сцена сожжения — своеобразный отголосок тех мрачных времен.
В более современных источниках Лилит часто связывается с Юнговским архетипом Тени. Тень — это скрытые, неосознаваемые стороны человека, набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это — те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими. Они образуют теневой образ человека, «темную сторону» его личности. К. Г. Юнг показал, что Тень обладает не только негативными, но и позитивными качествами. Поэтому главное — это не только познакомить человека с его Тенью, но и помочь ему заключить с ней «мирное соглашение». Любое желание человека имеет и положительные, и отрицательные стороны. Важно научиться не подавлять свои чувства и желания, а уметь их проявлять таким образом, чтобы не портить при этом жизнь себе и окружающим.
Теме человека и его двойника, его Тени посвящены многие сказки и художественные произведения. В общих чертах мораль этих сказок сводится к тому же, к чему призывают и психотерапевты: не нужно закрывать глаза на свою Тень, идеализировать самого себя. Гораздо полезнее познакомится со своей Тенью, осознать ее, принять ее, научиться ею управлять, и тогда она будет уже не врагом, а союзником. Осознание и принятие самого себя как единой цельной многогранной личности — оптимальный путь к гармоничному ощущению себя в этом мире.
Фильм Ларса фон Триера «Антихрист» великолепно проработан стилистически и идейно, удивительно точно воплощен визуально, обладает необходимой философской глубиной, украшен великолепным актерским дуэтом, направлен в нужное русло сильной режиссерской работой. Но, к сожалению, Триер в своем фильме остановился на стадии средневекового представления о темной неуправляемой хаотической сущности природы и человеческой натуры. Еще более узко — женское начало видится им весьма однобоко как мощный водоворот, концентрирующий в себе смесь животных инстинктов; как стихийный разрушительный иррациональный поток, сметающий на своем пути все разумное, логически упорядоченное, гармоничное.
Его восприятие человеческой натуры, как и у главного героя фильма в исполнении Уиллема Дефо, сужается до хладнокровного анализа теневых сторон личности без малейшей примеси любви к ней. Древний первобытный страх перед природным началом, неприятие его как одной из полноценных составляющих единой цельной человеческой личности становится главным лейтмотивом картины «Антихрист».
Картина Триера напомнила мне сеанс психоанализа, жестоко прерванный на середине. Отправив своих героев в путешествие по миру их собственной души, погрузив их в образ леса как символ коллективного бессознательного, познакомив с теневыми архетипичными сторонами их личности, режиссер оставляет своих персонажей в их персональном аду наедине с их собственными демонами без света, без искры одушевленного тепла, без искреннего человеческого сочувствия, без надежды… И именно это отстраненное равнодушие к судьбе живой человеческой души, на мой взгляд, придает фильму датского кинорежиссера столь ощутимо горькое, почти отравляющее, послевкусие…
Добавить комментарий