Эксклюзивный отзыв для сайта КЛУБ-КРИК на современный трэш «Бомж с дробовиком» «Hobo with a Shotgun»
Проводя небольшое сугубо информативное вступление упомяну, что данное кино зародилось из ряда трейлеров к несуществующим фильмам, демонстрируемых перед показом «Грайндхаус» Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Из этих «фальшивок» вырос и крепко встал на ноги «Мачете» Родригеса, следом в большой мир подался и «Бомж с дробовиком» Айзенера, однако его судьба не столь успешна по кассовым сборам и популярности, благодаря отсутствию мощной рекламы и именитых актёров (Рутгер Хауэр – человек знаменитый, но невысокого ранга, играющий где угодно и в чём угодно уже многие годы), нежели в «собрате». Тем не менее, на мой взгляд заядлого трэшевика сей опус удался гораздо более предпочтительным. И тут дело не в личной неприязни к раскрученным в широких массах кинокартинах в жанре Трэш, и любви к культовым, но поистине дешёвым творениям, а даже за счёт одной сплошной гиперболы и откровенного вызова к утрированному обществу, показанному в приделах единственного городка (едкой насмешкой названным «Город Надежды»), где так явственно выражены все пагубные страсти и слабости людские. И скорому гениальному в своей простоте ответу – Дробовик. Для моих ушей лучше словосочетание в своей заложенной энергетике не выдумать – «Бомж с дробовиком»; как всё понятно, ёмко, лаконично и сурово.
На дерзком названии взращена и фабула, которая, не смотря на дурашливость затеи, воссоздаёт всё лучшее из «старых добрых» творениях триллеров-боевиков с героем Клинта Иствуда, пропагандирующего свои несгибаемые константы по отношению к людям, опустившимся до уровня зверья. Они помнимы и без напоминаний.
Вот и предоставленный зрителям мир, точно Дикий запад, но наших времён. Тут царь и бог садист-гангстер Дрейк со своими избалованными больными на голову детишками, тут на каждом углу психопаты, грабители, педофилы, сутенёры, продажные копы, наркоманы и проститутки, при этом фон выложен простыми запуганными жителями, коим только нужна команда «фас», дабы и они проливали кровь на асфальт, бегая орущими ватагами, не лучше, чем сразу прописанные негодяи.
В повседневном насилии, моральном упадке и безобразии и стоит город, который принимает в своё лоно простого старого непримечательного бомжа, приехавшего на товарняке-поезде. У него нет ни идей, ни силы (его записка-крик души о помощи на шеи громко твердит в пустоту прохожих, что он просто устал так жить), его глаза пусты, но есть что-то светлое – это надежда однажды подкопить смятых банкнот и монет, чтоб обзавестись газонокосилкой. Прагматично она ему – обуза, но в ней есть нечто светлое, пусть и обречённое на заведомый крах, это представление об обычном доме и зелёном газоне. Режиссёр невольно или нарочно проводит зашифрованные аналогии меж газонокосилкой и встреченной девушкой Эбби, точно также заключающей в глазах бомжа двойственный обман: она уличная проститутка, но для него учительница в школе. Эти два идеала: газон у дома и школьная учительница несбыточны изначально, но и без веры нельзя, пусть и она самообман.
Чрез череду скитаний в наглядном безобразии, творимом вокруг, бомж не выдержит однажды, и так как он «устал», он замахнётся на недосягаемое, но сразу же столкнётся с полной продажностью во всех инстанциях.
И что дальше? Бомж просто это проглотит и будет существовать, как и ранее, пока в магазине, сминая мятые деньги около газонокосилки на прилавке, не станет свидетелем ограбления. Волей судьбы цены схожи между предметом мечтаний и висящим дробовиком…
Не имея за душой ничего, даже имени (ещё один «привет» к незабвенным культовым вестернам Серджио Леоне с героем Иствуда), Бомж делает выбор. Его выбор настолько прост, что он применим всюду и везде, будь то грабители в магазине или простой вор газет.
На мой взгляд, выстроенная история всецело восходит к канонам общественного трэша, завуалированного мазками из яркого гротеска картинки с реками крови и гипербол в сценах. И если Ллойд Кауфман (именитый трэшмейкер) в одном из своих фильмов («Атака куриных зомби») «сражался» против влияния сети закусочных быстрого питания при помощи мюзикла-хоррора, то Джейсон Айзенер выдаёт протест триллера-боевика против человеческого безразличия, когда жизненные приоритеты легко и просто укладываются в успокоительную фразу «это не моё дело»; это показано и в первоначальном образе Бомжа – до жизни опустившихся вылетевших из системы никому нет дел, как и во всех убийствах, чинимых Дрейком и его сыновьями на виду у десятков равнодушных очевидцев.
Это трэш назидательный, развлекательный и самобытный в своей смелости, где наблюдающий прикован к экрану из-за сценарной безжалостности абсолютно к каждому персонажу («плохому» или «хорошему»), не зная, кого ещё искалечат или убьют в следующие пять минут. От этого чувствуется умелый талант держать зрителя в напряжении во всём хронометраже, так поступал и Тарантино, легко ввергая наблюдающих в цельное сплошное внимание, подарив миру внезапную экранную смерть героя Траволты в его имеющем мировую известность опусе 1994 года. Герои утрированы, показательны, а некие сцены бредовые (например, выглядывающие щупальца осьминога в застенках изуверского сооружения парочки наёмников, прозванной «Чума»), сюжет показательно завышен во всех тонах и посему «Бомж с дробовиком» выходит далеко вперёд среди остальных «соседей» в жанре. И мой зрительский вердикт весьма высок, это кино шедевр современности, основанный на всех удачных канонах трэш-аттракциона триллера-боевика, имеющего в себе и малое зерно режиссёрского слова о безразличии людей.
На товарняке в город прибывает Бомж. Он тут будет скитаться, пока вокруг творится целая моральная разруха с самыми главными зачинщиками – семейкой гангстеров Дрейка.
Однажды, когда вездесущий мрак беспредела достигнет немыслимого апогея, единственный человек в загнившем городе станет вершить правосудие с неуклюжестью грузовика. Это человек без имени и без дома – Бомж с дробовиком!
PS: На заметку: в финальных титрах с валяющимся дробовиком играет замечательная песенка исполнительницы Lisa Lougheed «Run with us», которая была заглавной темой из не менее замечательного детского мультсериала «Еноты» («Raccoons»).
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Очень интересная рецензия! Причем, когда читаешь такой аналитический разбор фильма с точки зрения стиля и смысла в нем заложенного, то невольно задаешься вопросом «А трэш ли это?»
Даже не трэш, а полнейший трэшняк 🙂 ! Там в одной сцене с Бомжем на разборку пришли два «плохих парня» не с оружием, а с… заточенными коньками на ногах.
Ром, а почему фильм-то ты забросил в Крик-каталог? =) Метки надо ставить на свой блог и Крик-тексты, когда ты отзыв выкладываешь. =)
Спасибо что заметил, Петя, из Каталога материал убрал.
Ну дек) Конечно, никоим образом к руководству клуба я не отношусь, но, тем не менее, считаю своим долгом проверять кое-какие моменты и, если встретятся, указывать на ошибки/нарушения. =)
Рома, да, как сказал Петя, в каталог мы добавляем только саму страницу фильма, а рецензия на фильм по меткам размещается в собственном блоге, в Крик-текстах, а также в Крик-Проектах, как в данном случае, когда рецензия попадает в рамки какого-либо проекта на сайте.
Я никаких меток не ставлю. Просто вношу в окошко текст и потом нажимаю «отправить на утверждение» и всё. А то что при оформлении там объявилась не та метка, то уверен, что просто банальная опечатка при оформлении.
А, ну в смысле не МЕТКИ, а РУБРИКИ, неправильно выразился. То есть, вот эту часть: .Рубрика: Блог MidnightMan, КРИК-проекты, КРИК-тексты, Проект Т
Ира утверждала отзыв на сайте, видимо она случайно в рубриках Каталог поставила. Не страшно, главное что заметили и исправили.
Ваш зрячий пёс всегда тут хD Конечно, у меня также случаются «заскоки» и я ошибаюсь — благо за последний месяц оперативно выявляю помарки и устраняю до того, как это заметит администрация. Поэтому пока обхожусь без комментариев о своей работе со стороны Дмитрия. =) Но коли таковы будут, с удовольствием узнаю, что же ещё я оформляю неправильно. Сколько живём — столько учимся, как говорится. Да и человек имеет право на ошибку. Всегда так считал и буду считать. =) А ты, Ром, извини меня, если обидел чем — ничего язвительного не скрывал между строк, просто констатировал факт. Когда-то и ты найдёшь у меня ошибку (не важно я создам или не я). Жизнь идёт по кругу.