Добро пожаловать в Лос-Девилес!
В России с давних пор возникло заблуждение, что трэш — это весёлые, намеренно глупые творения кинематографа, поэтому российский зритель уже на протяжении десяти лет несправедливо вешает ярлык «трэш» на незаслуживающие того фильмы вроде «Очень страшного кино» и «Добро пожаловать в Zомбилэнд». На самом деле трэш не только этимологически, но и изначально по понятиям этого термина, возникшего в кинематографе, есть альтернативное название эксплуатационного кино (в буквальном переводе с английского — «мусор»). Речь идёт о фильмах-подделках, которые наглым образом создаются лишь затем, чтобы забрать деньги у невнимательных зрителей, которым, к примеру, понравились те же «Сумерки», и они решили, что вот в этом фильме, обложка и описание которого старательно подделаны под «Сумерки», они найдут нечто подобное.
Я недаром сделал отступление в забавное зарождение неправильного восприятия термина «трэш» в стане российских фанатов кинематографа, к слову, с некоторых пор отчего-то употребляемого и в Германии в том же контексте. Потому что любой из тех, кто убеждён, что «трэш» — это когда нам весело смотреть фильм за копейки, без всяких раздумий повесят этот ярлык на самодостаточный и на деле далеко не эксплуатационный фильм «Ночь тишины, ночь зомби». Если по-честному, то в некоторых нюансах всё же не обошлось без заимствований. Название фильма, к примеру, отсылает к названию слэшер-пенталогии «Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night). Но на деле ни в одном моменте эти фильмы не схожи, кроме того, что здесь действие также разворачивается попеременно днём и ночью аккурат перед наступлением Рождества. Дело в том, что они не только не схожи внешне — они и созданы совершенно в разных вселенных. «Тихая ночь, смертельная ночь» — жестокий, кровавый слэшер, а «Ночь тишины, ночь зомби» — довольно интересный малобюджетный зомби-проект.
Перейдём непосредственно к фильму. Интересно узнать, что вышел он приблизительно в одно время с «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Но если последний всё-таки по большему счёту был весёлой пародийной чёрной комедией про зомби и выживших, то «Ночь тишины, ночь зомби» — куда как более глубокий и серьёзный фильм. Да, временами просмотр способен вызвать безумный смех, это один из тех случаев, когда фильм лучше смотреть в любительском (но профессиональном) переводе. Хотя и на английском он вам, безусловно, покажется смешным. Просто отдельные фразы в умелом переводе на русский приобретают свой особый, наш русский бытовой смысл. А слушать бесконечный один и тот же, понятно какой мат на английском — не так весело, тем более что человек, владеющий языком, не сразу найдётся, как правильно перевести это, адаптировав на русские реалии, чтобы было реально смешно.
Но за мнительной несерьёзностью фильма скрывается его неожиданная для подобных проектов глубина. Здесь, без шуток, уделено очень много внимания сюжету. Вы можете сколько угодно долго искренне полагать, что сели за просмотр только затем, чтобы посмотреть, как во все стороны летят мозги зомби, но сюжет всё равно тронет вас, заставит внимательно за ним следить и переживать, что случилось и со мной. Местный сюжет, как оказалось, и есть то, ради чего стоит в первую очередь посмотреть «Ночь тишины, ночь зомби». Да, хватает в фильме и экшен-сцен с выбиванием мозгов зомби, есть в нём и нарочно нелепые ситуации. Складывается впечатление, что в какой-то момент сценарист Шон Кэйн, видимо, и хотел сделать из своего фильма что-то похожее на «Добро пожаловать в Zомбилэнд», но потом понял в отчаянности, что не то что даже не может, а просто не хочет превращать своих героев в клоунов. Его можно понять и пожать ему за это руку.
Дело в том, что характеры героев тщательно проработаны: поступкам их веришь, потому что их логика заключается именно в характерах. Сами актёры, хоть и не блещут известностью, но всё-таки далеко не статисты, а люди известные в определённых кругах. В основном здесь собрались актёры из американских сериалов средней руки. Тем не менее, они неплохо справляются со своими ролями: за них по-хорошему переживаешь и волнуешься. Да и зомби в фильме отнюдь не просто так — они не приплетены к фильму «для куража», как это часто случается. В случае с «Ночью тишины, ночью зомби» Шон Кэйн на полном серьёзе рассматривает их появление на улицах Лос-Анджелеса. Жаль только, что особо распространяться по этому поводу он себе всё-таки не позволяет. Скорее всего, он искренне верил в то, что его фильм заметят, а потому отложил какие-то свои наработки для возможного сиквела.
Вердикт. Фильм «Ночь тишины, ночь зомби» — довольно крепкое малобюджетное кино, где зомби уделяется не больше внимания, чем разговорам между выжившими людьми. Фильму свойственны интригующий сюжет и несколько жуткая атмосфера, а героям и вправду веришь ввиду того, что они обладают качественно проработанными характерами. Получилось неплохо, но некоторый отпечаток малый бюджет всё-таки наложил на фильм: действие разворачивается в минимуме декораций. Правда, минуса из этого делать особо не стоит: посмотрел бы я, как вы решились уходить далеко от собственного дома, если бы улицы вашего города закишели миллионами зомби.
9 из 10
Страница фильма «Ночь тишины, ночь зомби»/ «Тихая ночь зомби» в КЛУБ-КРИКе
Обратите внимание на первый абзац рецензии. Думаю, о трэше сказал всё, что нужно. В своё время назвав фильм «Нечто» (2011) трэшем, подразумевал, что он эксплуатирует на славе оригинала Джона Карпентера. Конечно, я не имел права вешать метку трэш. Но в конечном итоге я вообще не вижу смысла в ней в КК. Трэш — опять же, разновидность кино, а не жанр. Как пример: инди, сплаттер, метки которых отсутствуют. Так что не судите меня строго. «Иногда мы все сходим с ума» — Норман Бейтс.
Ну, понятие «веселый» в моем определении трэша стоит месте на 25-м. И то, что «Нечто» это римейк, не означает, что это сразу трэш, потому как чужую славу эксплуатирует. Если так судить, то «Ночь страха» — голимый трэш. Хотя это просто дряной фильм.На мой взгляд. Вот в «Шлюхе» есть все признаки трэша, хотя он совсем не веселый. А «Зомби массового поражения», при многих признаках трэшем как таковым назвать не хочу. Там есть главное, что отсутствует в трэше — осмысленный сюжет, идея, ярко выраженный месседж, позиция авторов в отношении распространенных современных фобий в обществе и высмеивание этого. И именно этот смысл превуалирует над тупой мясорубкой, мяса ради мяса, как это бывает в трэше.
«Ночь страха» не может быть трэшем. Вот ты сама сейчас, Ира, пользуешься русским, искажённым понятием термина трэш. «Ночь страха» не создавалась как копеечная калька только для того, чтобы привлечь к себе фанатов чего-то более известного, а потому по определению не трэш. Трэша не так мало. Сейчас его можно заметить только в явных подделках под «Сумерки», да, может, в какой-нибудь малоизвестном фильме про волшебников (а ля Гарри Поттер) — это будет трэшем современным. Я понимаю, что тяжело сразу изменить свои взгляды, был шокирован не меньше. Тем не менее, теперь, когда я знаю, что такое трэш в искомом понимании, я этим словом никогда не воспользуюсь так, как им пользуются в России и теперь в Германии.
Да и если посмотреть на тебя, могу отметить, что каждый как-то под себя подстраивает понятие трэш и что-то своё думает о том, что есть трэш для него. В России этим термином пользуются либо для определения фильмов, которые не понравились людям (типа мусором называют), либо для определения аляповатых, но весёлых фильмов вроде «Операция «Мёртвый снег»» или «Очень страшное кино». Говорят же у нас: трэш в хорошем смысле. Вот и пошло такое из-за неправильного восприятия термина.
А «Нечто» назвал трэшем… я даже не знаю, как это объяснить, вижу, что не понимаешь ты меня. Вот, например, говорят… Что говорят… что же говорят… О, есть контакт! Развесистая клюква. Идиома, внутри которой спрятан оксюморон. Применяют же сию идиому для описания сюжета фильма (ясно, что смысл переносный). Вот и я трэш применил в таком плане, что настолько мне стали противны создатели римейка, что только кроме паразитирования на имени вселенной я ничего не разглядел в фильме, а потому я обозвал фильм эксплуатационным кино, применив гиперболу. Эксплуатационное кино = трэш.
Короче, решил, что буду теперь ещё и по трэшу специализироваться в КЛУБ-КРИКе. =) Спрашивайте, если что, стар и млад. =)
Я так сразу и написала, что «Ночь страха» не трэш. С чего ты так решил то?
Я просто при первом прочтении немного не так понял фразу: ««Ночь страха» – голимый трэш. Хотя это просто дряной фильм.На мой взгляд.» Теперь понял, что ты имела ввиду. Извиняюсь. Наверное, в порыве чувств ты написала случайно с виду две противоположные точки на фильм в двух предложениях или просто выразиться хотела немного так. У меня такое тоже случается: недавно было с третьим выпуском «Проекта S+». Славу Богу, Лёха заметил ошибку и указал мне на неё, так что в пятницу её уже никто не увидит. =)
В любом случае искренне прошу прощения, если чем-то обидел.
Я не обиделась, 🙂 да и ошибки у меня никакой нет и ничего случайно я не написала. Я сказала, что сам по себе римейк, даже с комедийным уклоном, не является трэшем. Любой рнимейк — это эксплуатация чужого труда, но не это яыляется признком трэша, как ты написал выше. Вот и все. 🙂