Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Страх по-зимнему. Выпуск #7. Отзыв на слэшер «Тихая ночь, смертельная ночь 2» (Silent Night, Deadly Night Part 2, 1987 г.)

 

Really Deadly X-mas

Садясь за просмотр сиквела «Тихой ночи, смертельной ночи», я надеялся на то, что вторая часть окажется лучше первой. Думал так я потому, что «Тихая ночь, смертельная ночь» — пенталогия, а, как мне кажется, ни один слэшер не дотянул бы до пятой части, если бы каждая новая его часть оказывалась на поверку низкокачественной подделкой. Возможно (ещё теплится в сердце надежда), остальные три части лучше, чем первые две. Но, к сожалению, сиквел «Тихой ночи, смертельной ночи» получился в два раза хуже, чем первая часть.

Фильма, по большему счёту, особо-то и нет. Большая часть сиквела посвящена воспоминаниям брата маньяка из первой части о прошлом. Причём рассказ начинает Рикки, так его зовут, с самого начала. В первые полчаса просмотра приходится мириться с тем, что нам дословно, подробно пересказывают сюжет первого фильма. Я мириться не стал и перемотал сразу на конец этого душещипательного рассказа. Как оказалось, дальше слэшер всё равно не начался. Рикки продолжил изливаться внимательно слушающему и записывающему на магнитофон психологу о своём прошлом — о том, что было после смерти его брата, и как он попал, собственно, к этому психологу. Только под конец его повествования я испытал какую-то заинтересованность дальнейшей судьбой Рикки.

Собственно, последние минуты фильма — лучшее, что в нём есть. Рикки рассказывает, как начал убивать людей, а дальше история его заканчивается и начинается настоящий фильм. Концовка получилась интересной, но мёртвым грузом висящий час хронометража позади неё отнюдь не даёт мне мотивов для того, чтобы ставить фильму хотя бы среднюю оценку. Конечно, можно попытаться смягчить оценку, ведь рассказ является своеобразным сюжетным мостом между первой и второй частью, но сделан он отнюдь не из-за хорошей жизни, а потому не искренне. Просто у авторов не было денег, именно поэтому они заставили нас треть фильма наблюдать то, что мы уже видели.

Вердикт. «Тихая ночь, смертельная ночь 2» — сюжетный мост между первой и второй частями. Проблема фильма в том, что, собственно, вторая часть начинается в нём под самый конец, а посему длится недолго. Можете смело перематывать фильм и смотреть последние двадцать минут. При этом вы ничего не потеряете.

3,5 из 10

Страница фильма «Тихая ночь, смертельная ночь 2» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Страх по-зимнему. Выпуск #7. Отзыв на слэшер «Тихая ночь, смертельная ночь 2» (Silent Night, Deadly Night Part 2, 1987 г.)

  • Петя, интересно твое мнение, как знатока слэшеров: как думаешь, а почему вообще этот проект выжил после катастрофически слабой второй части, и в итоге все-таки стал франшизой? Что заставило кинематографистов продолжать работу над этим проектом?

    • Я не раз задавался этим вопросом себе. Но в итоге решил, что знаю ответ. Видишь ли, я уже говорил о том, что в первой половине 80-х слэшеры были не то чтобы очень популярными — их смотрели все (вся Америка). Они получали очень много денег и при жизни становились культовыми фильмами ужасов, как о них думают теперь те, кто не знает, что такое слэшер (печально, когда читаю подобные отзывы на КП, всё-таки хорроры также выходили в то время, но на них почти не обращали внимания).

      Так вот, «Тихая ночь, смертельная ночь» также вышла на волне успехов подобных фильмов. Но к 1984-м году уже успели появиться первые слэшеры, которые не имели ничего за собой, а были созданы только для того, чтобы собрать деньги с народа на волне популярности жанра. Различить подделку от настоящего слэшера было тяжело в те годы (тогда ведь и Интернета не было, полного знатоков). Поэтому люди покупались на красивые обложки и жуткий текст на обратной стороне кассет. Постепенно это привело к падению доверия народа к этому жанру, слишком уж завалили полки прокатов подделки в лице той же «Тихой ночи, смертельной ночи». Но тут есть один нюанс.

      «ТНСН» вышла в один день с «Кошмаром на улице Вязов». Если сравнить с современными реалиями, это примерно тоже самое, что выпустить фильм про волшебников в один день с новой серией поттерианы. Если на безрыбье кто-то и обратил бы внимание на этот фильм, то в пылу горячего для тонн поттероманов релиза, никому нет дела до этого фильма. Но это не вина создателей «ТНСН». Никто ведь не знал, что собой представляет «Кошмар на улице Вязов», а Уэс ещё не был особо известным — это был его всего лишь третий фильм. Тем не менее, какую-никакую известность фильм получил по нескольким причинам.

      Во-первых, дело в его антураже. Люди уже перевидели к тому времени всё, что можно: День Всех Влюблённых, Пятницу 13-е, Хэллоуин, День окончания школы и т.д. (именно как праздники и даты в фильмах), а здесь был натуральный слэшер про зиму и Рождество. Но ты меня спросишь: а как же «Чёрное Рождество» (1974), «Новогоднее зло» (1980) и «Ты лучше смотри в оба» (1980)? Дело в том, что «Чёрное Рождество» не было известно особенно в Америке (фильм канадский, бюджетный), да и вышел фильм до появления первого слэшера и вообще, если честно, мало напоминал слэшеры. Я свою рецензию ещё выложу — в этом месяце все рецензии на зимние страшилки выложу сюда. «Чёрное Рождество» ещё и вышло тогда, когда в Америке гремела «Техасская резня бензопилой» (1974), потому с ним всё ясно. Про уже настоящие слэшеры «Новогоднее зло» и «Ты лучше смотри в оба» лучше всего выражаются в док. фильме «На куски < ...>«, где их называют догоняющими. Так и есть. На фоне вышедшей в том году «Пятницы 13-е» они были блеклыми и неуверенными высказываниями своих создателей в жанре слэшер, а потому тот год для жанра памятен только по рождению многострадальной «Пятницы 13-е». Подводя к итогу абзац, скажу: антураж зацепил зрителей, всё-таки трейлер тогда создатели грамотный поставили. Здесь всё в духе «Хэллоуина» и «Пятницы 13-е», которые уже в то время обратились в массовые слэшер-франшизы + снег, канун Рождества и жестокий Санта в роли маньяка. Соскучившись по необычным слэшерам, они клюнули, решив, что перед ними качественный фильм.

      Во-вторых, сыграл своё дело сторонний пиар, как я это называю (когда студии не сами рекламируют свой фильм, а так получается из-за стечения обстоятельств). Дело в том, что в то время хватало в Америке лже-Санта Клаусов, серийных убийц, которые вторгались в дома под видом Санты и учиняли кровавые бойни. Как родители не страшились этого, детям то и дело просачивалась информация, которыми кишели новости и газеты, а также слухи на улицах. И они действительно начали бояться Санту (не все, но хватало таких, а ведь, как ты прекрасно знаешь, среди детей быстро информация распространяется). Дальше — больше. Матери, узнав о том, что «ТНСН» показывают в кино, где речь идёт как раз о Санте-убийце, начали сотнями звонить в кинотеатры, прося закрыть показ этого фильма, а также звонили на телевидение, прося снять трейлер с рекламы. Таким образом, зрители того периода действительно обратили всё внимание на «КНУВ» и фильм стал легендарным при жизни, а «ТНСН» ушла в тень. Но чёрный пиар пришёлся фильму как раз кстати. Ведь потом последовал выход на VHS (как сейчас на DVD и BD выпускают). Любители слэшеров тогда помнили о скандале, возникшем вокруг того фильма и решили, что фильм действительно жуткий и очень кровавый (примерно по таким причинам «Паранормальное явление» стало массовым явлением — все решили, что фильм реально самый страшный, ты и сам это знаешь). Вот таким образом «ТНСН» получила некую славу в определённых кругах, хотя на деле была как раз эксплуатационным кино, т.е. говоря по-американски настоящим трэшем (мусором, подделкой).

      Дальше создатели выждали три года и запустили в кинотеатрах сиквел. Они поступили разумно. Видишь ли, немногие смотрели первую часть, а потому во второй как раз таки гениальный маркетинговый ход полчаса рассказывать историю из первого фильма, во-первых, хронометраж растянуло это (осталось снять две трети фильма), во-вторых, фильм смело могли смотреть те, кто не знаком с оригиналом. Таким образом, «ТНСН» получил настоящую популярность в узких кругах, как, например, «Поворот не туда» (если наши реалии брать и сравнивать). А ведь стоил он копейки и материала было отснято минимум. Чему не откажешь — в сиквеле есть парочка качественных смертей.

      Те, кто смотрел сиквел, всё-таки посмотрели оригинал. Возникли противоречивые мнения на счёт серии. В общем, сложный период. Но создатели «ТНСН» только подлили масла в огонь. Они в триквеле возродили героя сиквела (не оригинала, заметь). Сиквел был, мне кажется, популярнее в те годы. Но выпустили они его сразу на VHS. Плюсы — никто не закроет показы в кино. Возможно, кто-то также считал, думали, что здесь резня и всё такое, а получилось муть. Но я уверен, что в те годы фанаты сиквела, кто не видел оригинала, тогда, ты сам знаешь, с кассетами было сложнее, вполне могли посчитать триквел неплохим фильмом. Но многие уже заговорили о том, что серия — говно и смысла не было Рика возрождать. Бредово выглядит.

      Поэтому в «ТНСН» создатели поступают грамотно. Меняют концепцию фильма на мистический оккультный детективный триллер, это уже больше не слэшер. Это привлекает к себе внимание. Что бы каждый человек не говорил, всё равно нам всегда интересно, что же будет в перезапуске франшизе. Все мы, сколько бы не «воняли», посмотрим и новое, что нам приготовили. Таким образом, стало неважно, смотрел ты прошлые фильмы, ибо новый фильм не связан с предыдущими. Фильм в целом встретили нормально те, кто не видел предыдущих частей. Ведь к тем годам слэшеры окончательно завяли, так что такой переход вдвойне разумен был. На фильм обратили внимание те, кто недолюбливал слэшеры. Вполне нормальный фильм, если оценивать с первыми тремя частями. Я ему лично поставил 8-ку.

      Однако разъярённые поклонники требовали слэшера. В 5-й части, которая также стоила копейки и собранные деньги з тетраквел вполне позволяли её поставить, «ТНСН» срнова обращается в слэшер. Но создатели опять обратили внимание на современные тренды, в чём им действительно не откажешь. В те годы зародилась мода на кукольные ужасы, которую породили незабвенные «Детские игры». Вот и «ТНСН» обратился в кукольный слэшер, без шуток. Идея была гениальная. у меня возникло явное ощущение, что создатели впервые выложились на все сто именно когда создавали пятую часть. Они столькими гениальными идеями дополнили фильмы о куклах-убийцах, что было действительно приятно смотреть этот фильм. Но… сам понимаешь, такой расклад не понравился тем любителям, кто подключился к сериалу к 4-й части, которые хотели снова мистического ужастика, а также не понравился тем, кто и хотел слэшера, но явно не детского, ведь многие именно так относились к фильмам вроде «Детских игр», с презрением. Понять людей, выросших на «Пятнице 13-е» и «Хэллоуине» тоже можно.

      Таким образом, адекватный фильм во всей франшизе — пятый. С него они хотели снова перевернуть сериал с ног на голову. В конце есть намёк на сиквел также. Хотели начать клепать кукольные ужасы, но люди окончательно отвернулись от сериала. Было уже поздно исправлять, да и гремевшие «Детские игры» и более крепкие фильмы на эту тему задавали «ТНСН» с его подражаниями.

      Т.е. выходит, Алексей, что серия росла постепенно, так как успех имела в своё время, небольшой, с вечной критикой, но фильмы окупались и создатели фильма двигались дальше. Поэтому вовсе неудивительно, что «ТНСН» доросла до пентаквела. И я даже, признаться, искренне жалел судьбу пентаквела (поставил ему 9-ть баллов). С удовольствием после такого крепкого фильма посмотрел бы шестой фильм. Проблема в том, что с этого стоило начинать. Но ты сам понимаешь: своей головы нет на плечах у создателей «ТНСН», а «Детских игр» ещё не было, когда на свет появилась первая часть фильма. Сами они такое, безусловно, не придумали бы. Серия зародилась на чёрном пиаре и старательном подражании сильным мира сего. Надеюсь, ответил тебе полностью. =)

      • Да, Петя, спасибо за ответ, ты все грамотно и убедительно разложил по полочкам. Причем, заметь, по сути получается, что «Тихая ночь, смертельная ночь″ — в целом крайне необычная хоррор-франшиза в том плане, что от серии к серии она резко меняла направление развития. То есть, сравнивая с большинством других слэшер-франшиз, они все же придерживались своего основного сюжета, не отклоняясь от него. Конечно, можно говорить, что и «Пятница 13» бывало менялось от серии к серии, даже в самом начале своего развития, когда в той же первой части «Пятницы» убийцей была мать, а далее злодеяния творил сын. Но все-таки все равно по сути главным героем всегда был Джейсон, и франшиза, начиная со второй части никогда не отходила в сторону от данной концепции.

        Также можно еще вспомнить тот же «Хэллоуин», когда третья часть полностью ушла от Майкла Майерса, но далее вновь вернулась к Майклу и больше от него не уходила.

        То есть, все равно такие долгоиграющие хоррор-киносериалы практически не уходили от своей главной темы, а «Тихая ночь, смертельная ночь″, получается, кардинально менялась от серии к серии. Возможно, с позиции сегодняшнего дня, эта франшиза ценна именно как необычный образец хоррор-киносериала, доказавшего свое право на существование…

        • Тот факт, что «ТНСН» всегда была эксплуатационным кино, безусловно, добрую службу франшизе не сослужил. Но дело в том, что за прошедшие годы так и не вышло убедительного зимнего слэшера. Таким образом, выходит, что первая «ТНСН» — самый лучший в истории кинематографа зимний слэшер. Особенно это заметно теперь, по прошествии лет. Я даже, признаться, жалею, что поставил невысокую оценку фильму (6,5). Иногда понять гениальность фильма можно только с годами. «ТНСН» — редкий случай, когда эксплуатационное кино всё-таки делалось с душой (или копировалось, лучше сказать?).

          На счёт «Пятницы 13-е» тоже можно понять. Есть два вида создателей франшиз: те, кто постоянно хотят изменить что-то в сиквеле, и те, кто скрупулёзно развивает идеи первого фильма и ни в какую не намеревается отходить от годами проторенной дорожке. Понять можно и создателей «Пятницы 13-е». Раз отступившись (когда убили Джейсона, а его «наследником» сделали мальчика Томи), они быстро свернули эту идею из-за критики зрителей и уже следующий фильм назвали «Новым началом», вернув Джейсона.

          На счёт «Хэллоуина» не зря ты заикнулся. =) Здесь дело в том, что по-хорошему Майкл погиб в концовке сиквела. Но продюссерам было мало. Они поставили триквел и без Майкла. Добротный хоррор, но отнюдь не то, чем был настоящий «Хэллоуин» Карпентера, первый слэшер. Именно слэшеры породили моду в кино, как я считаю, на возрождение героев. А если конкретно, то сериал «Пятница 13-е». К третьей части, я считаю это поворотным моментом во всей слэшер-индустрии начала 80-х гг, «Пятница 13-е» показала, что такой идеальный слэшер. Это по праву один из моих самых любимых фильмов и самый любимый слэшер. Может, не такой уж и идеальный слэшер, и я зря зарёкся об этом, но точно очень и очень близкий к идеалу, как ни один из слэшеров за долгую тридцатитрёхлетнюю историю жанра.

          «Пятница 13-е» обогнала «Хэллоуин» по всем пунктам именно в триквеле, а т.к. «Хэллоуин» в триквеле вообще лишился Майкла, то отошёл навсегда в тень «П13». Больше «Хэллоуин» уже никогда не смог вернуть себе утерянные позиции. Как иронию судьбы, можно вспомнить, что случилось с жанром далее и с самим «Хэллоуином». Блестящая идея бессмертного маньяка дошла и до «Хэллоуина» и его создатели решили воскресить Майкла. Поэтому он прожил ещё 4,5 и 6 части франшизы, пока в 7-й вдруг не оказалось, что 3-6 части — это так, басни, не канон, а канон — 7-й фильм, где была героиня первых двух. Вот так вот, далее свет увидел и 8-й фильм. Таким образом, каноном официально можно считать только первый, второй, седьмой и восьмые фильмы. Тетралогия каноническая получается. А 4-6-й фильмы — не канон по мнению создателей франшизы. Интересно, что «Хэллоуин» с 4-го фильма стал одним из подражателей «Пятницы 13-е», а «П13», выросшая на «Хэллоуине» спокойно себе жила и развивалась вплоть до декаквела — «Джейсон X» (намёк и на 10-й фильм и на Икс).

          С «КНУВом» всё куда как интереснее. Его создатели то и дело решались что-нибудь изменить в оригинальной концепции. Самое гениальное было придумано в триквеле, где дети становились в кошмаре Фредди супергероями. А так сериал в основном также ставился на бесконечных невменяемых сиквелах с сюжетами, высосанными из пальца, который спасал только Роберт Инглунд, ставший ещё при жизни сериала настоящей легендой хоррор-кинематографа. А к концу «КНУВ» окончательно из ужастика обратился в чёрно-комедийный слэшер, таким образом, у Кевина уже могли появиться мысли об «Очень страшном кино» (будущем «Крике»).

          Мне, если по-хорошему, любопытно было бы взглянуть на «П13» в зимнем антураже, но её создатели никогда не решались нарушить оригинальный антураж. Лагерь на берегу Хрустального история — это всегда тёплое время года, купание в озере и Джейсон, который поджидает смельчаков под водой, в лесу и вообще где угодно.

Добавить комментарий

  

  

− 4 = 3