Тотальный распил — Часть 1: Начало начал
Рецензия написана 12 сентября 2009
(фильм впервые увидел 29 августа 2007)
Чтобы выбрать одно наиболее верное мнение из всех, следует рассмотреть все остальные существующие мнения, но решить всё же по-своему. И это в полном объёме относится к рецензированию серии «Пила»…
1. Увидеть один раз, всего лишь один…
Итак. Насчёт «Пилы» в народе бытует масса различных мнений как положительного, так и отрицательного характеров. Одни люди твердят о том, что серия изжила саму себя уже давно (что, мол, после 2-й части можно было смело заканчивать сериал), другие говорят, что авторы погнались за деньгами и теперь не отстанут от Пилы до тех пор, пока не выжмут из франчайза всё возможное, иные просто говорят «надоел ежегодный распил», но самое примечательное в этих всех мнениях отрицательного характера, что некоторые из этих критиков даже не видели (!) всех серий «Пилы», а просто выставляют свою банальную точку зрения на показ общественности, дабы показать свою осведомлённость, которой нет. Неправильно это. Нельзя рецензировать фильм или говорить о нём, если его не смотрел. Но в современном мире оная практика всё-таки распространена: человек услышал от завистников или ещё от кого-нибудь, что фильм плохой — и не станет его смотреть, потому что поверит, зато потом будет сам же обзывать фильм, не ведая о чём тот. Как говорится: «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» — и в отношении современных сетевых псевдо-критиков эта поговорка особенно актуальна и приобретает даже какое-то ещё более глубокое значение. Всегда имей свою точку зрения на всё и не говори о том, о чём не ведаешь — так можно перестроить эту поговорку и повесить всем на обозрение.
2. Независимость никому не нужна — в почёте зависимость от денег…
Есть люди, которые не любят фильмы с малым бюджетом (у каждого из таких людей свои минимальные рамки для бюджета фильма), или не любят фильмы с неизвестными/малоизвестными актёрами. Эту людскую банальность можно назвать высокомерием в отношении оценивания фильмов. Так тоже нельзя. Бывает, что малоизвестный актёр даст фору звезде мирового масштаба, разница лишь в пропиаренности первого и второго. И это не шутки, это правда, это реальность — суровая реальность современного мира, от которой не стоит отмахиваться словно от назойливой мухи. Так вот, люди, которые брезгуют фильмами вроде «Пила» и «Куб» — люди в чём-то даже глупые. Я не хочу никого обидеть, а просто обобщу свою точку зрения насчёт бюджетности фильмов. Дело в том, что часто именно дешёвенькие фильмы случаются очень хорошими, с действительно реальным сюжетом, неповторимой атмосферой, но с минимальными денежными затратами на съёмки. И разве плохо это? Известно и не раз описано русскими классиками, что именно нищему и бедному классу ведомы понятия о жизни (это я обобщаю, конкретика здесь ни к месту). Так и в фильмах: фильм дешёвый, но всё попытаются сделать максимум на маленькие деньги, чтобы получилось хоть что-то — часто получается даже лучше, чем у фильмов с громадным бюджетом. «Пила» и «Куб» вошли в историю кино как фильмы с небольшим бюджетом, но с крепкой психологической составляющей (и философской в том числе). Это памятные фильмы, они нравятся многим, но таких фильмов мало — жаль. Сейчас распространено на все мультимедийные сферы понятие «инди». И, наверное, «Пила» и «Куб» — ярчайшие примеры независимого кино.
3. Сюжет как искусство независимости, независимости в мастерстве…
Так вот «Пила» — действительно фильм с весьма крепким, интригующим вплоть до САМОГО конца сюжетом, что сейчас редко бывает (у больше чем 90 % современных фильмов можно предсказать концовку, и в этом виноваты прозрачные сюжетные линии и бесконечные штампы — потому и было неминуемо появление инди-жанра в кино). Сюжет у «Пилы» действительно такой, что не один человек, смотря первый раз этот фильм (который раньше не слышал о концовке) никогда, я повторяю, НИКОГДА не узнает и не предскажет, чем фильм кончится, потому что это просто невозможно (с теоретическими возможностями сюда не лезть — здесь другое). Концовка фильма классная в плане своей уникальности для кино и в плане своего принципа — от неё реально восторгаешься (в первый раз когда смотрел — сидел с открытым ртом, уже начались титры и заиграла крепкая индастриал-музыка, а я всё поражался умным сценарием). И столько хороших слов только о сценарии, сюжете, концовке. В фильме есть и много чего другого не менее важного для кино, что тоже выполнено на последнем уровне мастерства. Просто фильм-легенда.
4. Человек имеет право на ошибку, даже грубую ошибку…
Единственный минус фильма «Пила» — это, говоря банально, меткость главгероев, а точнее её полная противоположность. Здесь авторы фильма перестарались, играя в реальность — ну не может человек постоянно промахиваться! В фильме герои точно перекинули в руки друг друга только плеер (наверное, у авторов просто не было денег на другой плеер), а все остальные вещи, которые главгерои кидали друг другу, летели мимо настолько, что к концу фильма реально начинаешь ржать! Эта проблема даже стала предметом пародии в фильме «Очень страшное кино 4». В начале фильма сам великий Майкл Джордан в аналогичном туалете несколько раз подряд не мог попасть в кольцо, хотя баскетболист мирового уровня. Насмешка знаковая, но этот минус не существенный, с ним даже лучше — он стал уже неотъемлемой частью и многие вспоминают о «косых» героях с улыбкой.
Рейтинги фильма (мои оценки):
Для любителей инди: 10
Для любителей триллеров: 8,0—9,5
Для рядового зрителя: 3,0—7.5
Читаю свою рецензию и ржу. Дико. Взгляды на кино у меня с годами не изменились. А эта рецензия — всего вторая рецензия в моём портфолио на КП. Раньше был дерзок и писал, откровенно выражая свою точку зрения. Был на грани фола, но за незримую черту не переходил. Таким образом, мои рецензии публиковались. Единственное: не хватает в моём портфолио рецензий на вторую и третью «Пилы». «Пила 2» получила красный свет, видимо, после того, как кто-то нашёл в ней спойлер. Точно не знаю. А «Пила 3» — особый случай. Три раза писал рецензии с нуля — как горохом об стенку. Так и не вышло. Благо, успел воспользоваться краткосрочной функцией на закате предыдущего года и, по добру — по здорову, убрал горе-рецензию из своего портфолио. Когда-нибудь пересмотрю эти фильмы и отпишу недостающие рецензии, чтобы не было обидной пропасти.