Недавно удалось восполнить проблемы по отношению к персоне режиссёра Дона Долера, и выяснился весьма любопытный неожиданный факт. Он заключается в том, что оказывается за океаном его имя и подходы съёмок с вложенными сюжетными линиями внесены в один ранг со знаменитым – в плане трэш-картин и «science fiction» с элементами хоррора – Роджером Корманом. Даже был снят именно лишь о нём документальный фильм названный «Blood, Boobs & Beast» в моём переводе звучащий, как «Кровь, Сиськи и Зверь». Так же он начинал работу в издании «Starlog», где были заняты в одно время с ним и впоследствии успешные Том Савини (культовый мастер спецэффектов Голливуда), Джей Джей Абрамс (ныне успешный режиссёр сериалов «Остаться в живых» и многих научно-фантастических кинофильмов) и Том Салливан (сценарист к двум новым «2001 маньяк» и режиссёр второй части). Все фильмы Долера с конца 70-х вплоть до его смерти в 2006-ом году носили приблизительно один сюжет, умещающийся в примерную фабулу: в просторах малюсенького американского городка объявляются инопланетяне (злые или мирные, а порой вместе) и жители противостоят им своими средствами. Так же многие свои ранние фильмы режиссёр через несколько десятков лет «реанимировал», то есть собственноручно снимал ремейки на них же. Видимо, так как другие не брались. Может, не рисковали.
Возвращаясь к избранному детищу Дона для нынешнего рассмотрения, укажу, что фильм «Чужеродный фактор» его самая первая работа в кинематографе, посему всё выглядит предельно неотрывно схоже с каким-нибудь дипломным проектом, нежели художественное полноценное кино. Однако история имеет всё необходимое, дыбы иметь полноправный статус выходить в Соединённых Штатах на дисках в коллекционных изданиях с пометкой «science fiction from cult Don Dohler».
Но давайте чуточку посмеёмся, то есть – немного о сюжете…
Звучит космическое электронное сопровождение при показе бескрайних тёмных просторов вселенной, с демонстрацией планет и мудрёных формул, видимо словно ведётся некий расчёт данных или координат, одновременно с ознакомительными титрами. Далее благоразумно миновав сцену с прибытием космических кораблей (бюджет был более трёх тысяч долларов, и сиё зрелище могло «съесть» добрую половину суммы), молодой режиссёр демонстрирует беззаботную парочку в автомобиле, припаркованном где-то в леску. Они беседуют, целуются и дегустируют из горла согревающее, так как погода осенняя или… просто так. И в безмятежный миг объявляется внеземное чудовище! Оно выглядит ужасно (и не только задумка, но и бюджет подкрепляет слово «ужасно»), при чём его чёрные панцирные клешни ухватывают парня и с силой выдёргивают через окно машины. Бедная девушка вопит, лишь этот громкий ультразвук отпугивает космического монстра…
Тело убитого и в трансовом шоке девушку сопровождает местный шериф; он привозит их в больницу. С больницей забавный факт, данная постройка выглядит обычным домом (видимо самого режиссёра или кого из его родных и знакомых), но причастность к медицинскому учреждению добавляет… демонстрация крупным наездом оператора закопанной таблички рядом с надписью «Рут Шерман Доктор медицины». Вот из этого дома… то есть мед. учреждения выходят два врача Рут и Стивен. Они, конечно же, схожи во мнениях с шерифом, что это был какой-то зверь, раны-то вон какие на трупе. Забрав девушку и убитого, они скрываются ради проведения лечения и сбору точных данных по причине убийства.
Тут сразу же на пути шерифа объявляются три местных богатыря американской глубинки, такого удручающе хиппозно-грязноватого вида. Они заявляют, что будут помогать в охоте на кровожадного зверя, может медведя. Но Закон не согласен – шериф твердит, чтобы те не повторили судьбу убитого, угодив в лапы зверюги (мы уже, как опытные зрители хорошенько понимаем, что эти парни в дальнейшем не послушаются…). Следом прибывает мэр, заставляя как можно скорее уладить это дело, а то ему шумиха не нужна, тут в округе будут супермаркет строить, коей обещает обогатить городок. Шериф соглашается, это ведь его работа (только в чём комичность фильма, что он всего раза два покинет свой офис в расследовании).
Грядёт следующая сцена с уже вторым внеземным ужасным пришельцем.
Девушка из ещё одной уединенной парочки удаляется прогуляться вглубь леса. Тут она наталкивается на странного уродливого – точно навозом измазанный и это не аллегория и не гипербола – гуманоида, но в голубых джинсах, который местами пытался трансформироваться в человеческий облик под завораживающее свечение (такой свет, как от разноцветных бликов света фонариков) возле комического корабля. К слову этот корабль напоминает какое-то выкрашенное нагромождение труб и шлангов на подставке. Испуганная девушка бежит к дороге, где её сбивает мотоциклист, сразу же удравший прочь. К ней раненой приближается тот инопланетянин, протягивает свою руку к лицу и… заживляет ссадину, чтобы после удалиться. Тут зритель заворожённый новостью, что оказывается не все инопланетные гости агрессивны, ещё ближе придвигается к экрану!
На сцену выходит подруга Стивена (того парня, который доктор, который работает в том доме, где табличка, что это не дом, а медицинское учреждение); эта девушка Эди журналист. Ей нужна информация по поводу происшествия в городе, а то статья никак не сходиться. Что ж, Стивен умалчивает странный факт, что возле ран на теле убитого скоплено какой-то незнакомое доселе вещество, точно яд.
Далее будет кровожадная и одновременно забавная сценка. Зритель снова намерено погружается в общество тех троих местных героев; они, попивая баночное пиво (видимо эквивалент своего гонорара за съёмки) сговариваются отправиться в лес и поохотиться на зверя, при чём заводила твердит, что следует взять некую Сьюзан. Другие говорят, что она девчонка, но тот непримирим – Сьюзан крутая! Ну раз крутая, то нужно взять.
И вот они с оружием отправляются в лес (сказать у заявленной Сьюзан ружья не оказалось, как и толку в дальнейшем, но оспаривать факт, что она «крутая» не берусь, ведь может её крутизна выражается в чём ином, нежели охоте на инопланетян), где прошагают пару десятков шагов и наткнуться на стоящего за камнем того самого монстра с клешнями и в панцире. Раз, два – охотников нет. Ах, да и этой «крутой» заодно.
Следом режиссёр видимо решил в конец ужаснуть зрителя, сразу же перенося его наблюдателем за иной, но гораздо страшнее сцены. Тут будут движущиеся кусты, ветки от невидимки (ещё одного и самого-самого опасного инопланетного вторженца, чьим замысловатым именем я поделюсь в конце), который так и невидим образом (бюджет облегчённо вздохнул, выдав чудовище, кое не нужно… показывать вовсе) атаковал жителя. После играющие детишки наткнулись на его останки, и нашли там подобие мумии, очень уж мне напоминающей подделку из папье-маше, кои все делали на уроках труда в школе. Наверное, эти самые дети и поделились с режиссёром совместным результатом со школьных занятий?..
Медик Рут незамедлительно докладывает шерифу, что эта мумия следствие некой редкой болезни – прогерии, она вызывает феноменальное старение кожи и органов у… маленьких детей. Видимо, несчастный ей заболел и… иссох в короткий срок (!?!). Пускай он и взрослый. Шериф соглашается.
И снова хватка режиссёра не даёт вздохнуть спокойно от нападок группы внеземных чудовищ. Нам показывают бар с достаточно долго играющей местной группой (видимо для раскрутки их гениального музыкального творения), где отдыхающий, загрузившись пивом и орешками, следует домой, чтобы в стенах дома… продолжить пить пиво. Вдруг странные шорохи снизу. Спустившись в подвал с револьвером, человек натыкается на ещё одно (я его аж четвёртым космическим пришельцем насчитал) мохнатого чудище с острыми когтями…
Тихим снежным утром к мэру приходит гость – Закари. Он делиться тем, что он поклонник и исследователь разных внеземных явлений, ещё он работает в одной обсерватории, из чего телескопа засёк падение чего-то в сию местность. Должно быть, метеорита. Хорошо бы его найти. Мэр хоть и предупреждает, что в лесу сейчас неспокойно, что там звери какие-то, но даёт разрешение на поиски Закари, да ещё… и сам идёт с ним (!?!). На лесной чаще они натыкаются на нечто громадное. Это космический корабль! Вообще режиссёр демонстрирует следующее: некая серая треугольная труба (космический корабль) лежит где-то на вершине склона, а актёры двигаются внизу пригорка, отчего от панорамной съёмки кажется, что эта штуковина, отдалённо имитирующая летательный аппарат, здоровенное сооружение. Резко Закари получает телепатический призыв; он с мэром приближается и встречает в снегу гуманоида-пришельца (актёр, играющий сего персонажа выглядит следующим крайне незамысловатым и потешным образом: налепь чего-то коричневого на лице, два чёрных большущих пластмассовых глаза с очевидными дырочками там для удобства человеческих под ними, белый женский парик и спортивный костюм с яркими лампасами, зачем-то). Этот обессиленный космический гость ментально делиться с человеком истиной и связь обрывается. Он умер.
В поспешном бегстве от взрыва (всего лишь яркой вспышки экрана на мгновение под звуковые эффекты) Закари с мэром прибывают в офис шерифа, где уже Стивен с Эди — журналисткой, выслушивают его откровение, что всё только теперь стало понятным. А именно – в лесу потерпел крушение космический корабль с разумным экипажем инопланетян, которые погибли и их перевозимый груз в виде трёх ужасных безумных хищников вырвался на свободу!
Закари говорит, что обычное оружие их не берёт. Но у него (он, же любитель разных там научных журналов, а на самом деле не так прост, как кажется, и зритель узнает это только в самом конце) есть кое-какие познания. Посему он становиться на защиту города и всех его жителей, отправляясь в лес.
Мэр даёт «зелёный свет», а то ещё из-за шумихи того и гляди супермаркет откажутся строить…
Вот такой вот сюжет. Дальше будут ещё нападения ужасных кровожадных пришельцев, борьба с ними (особенно запомниться та сцена, где человек в костюме чудовища еле передвигающий ноги на спрятанных ходулях под шерстью, вроде огромные лапы зверя, догонит быстрый автомобиль с шерифом, а потом будет в стеклянные окна заглядывать, не попытавшись их разбить, видимо в силу экономии средств, а то всё же восстанавливать имущество дома тоже чего-то стоит), и печальный обрывистый финал. Ах, да, там же будет ещё финальная самая динамичная и насыщенная спецэффектами сцена! Вот она заслуживает отдельного абзаца описания!
Когда все убийцы людей будут побеждены хитрыми находчивыми штучками загадочного Закари, ему предстоит столкнуться с тем самым могучим космическим хищником, который высасывает из всего живого все соки, превращая в мумию! И ещё этот монстр невидим! Помните? Но в финале чудовище с красивым именем – Лимойд всё же покажет свой истинный невообразимый лик! О, оно будет мерцающее и… из пластилина. Закари схватиться с ним не на жизнь, а на смерть при помощи… подобранной ветки с земли (!?!). Это всё нужно видеть. Словами даже не описать.
Вообще все чудища удивительны. Я их уже пытался описать выше в тексте, но всё равно наблюдать их гораздо интереснее, а главное прикольно! Причём все актёры (то есть простые люди, наивно притягательно изображающие своих персонажей) ведут себя в их обществе, как если б это были детища без изъянов в исполнении, точно Голлум. Это забавнее многих комедий.
А вообще подобные дешёвые любительские трэш-фильмы не все имеют подобную смелость (или наглость) в стольких немалых порциях демонстрировать уйму внеземных пришельцев-монстров, по сравнению с которыми кукла Альф настоящий шедевр. Обычно их боятся «оголять» перед объективом камеры, частенько пряча во мраке или мизере хронометража, но Дон Долер – несгибаемо напорист, он не боится дать зрителю своё грубое творение на большом блюде! Как и бред, который с трудом можно выдумать, даже если нарочно постараться.
Не знаю рекомендовать ли к просмотру данный фильм или нет… Но для всех трешовиков – это классическое удовольствие конца 70-х, за уши не оттянуть от экрана, это точно. Посему, если Вы любитель подобного «мусора», то в лепёшку расшибитесь, но посмотрите «Чужеродный фактор»!
PS: Однажды открыв для себя творчество Дональда М. Долера, я уже не мыслю без него истинный трэш на кровожадную космическую тему в захолустьях Америки, как не представляю визуально-мастеровитые фантастические шедевры без Джеймса Кэмерона.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Классно Вы всё оформили! Вам даже удалось запечатлеть самого страшного и могучего монстра – Лимойда, в третьем снимке сверху в сцене финальной схватки!
Да, без вашей подсказки я бы и не догадался, что это! 🙂