Автор: stepa_nets
Наверно, я слишком привык к «кровавой жатве» и к нескончаемой прорве щедрой расчленёнки, которыми напичканы все современные слэшеры, чтобы всерьёз отнестись к молодёжному фильму ужасов 1974 года «Чёрное рождество». И хотя этот крайне низкобюджетный фильм является всего лишь топорным местами туповатым осмыслением канадским режиссёром Бобом Кларком «Психоза» Альфреда Хичкока, в нём всё-таки содержатся некоторые ценные для фанатов «фильмов мёртвых подростков» моменты.
Все убийства в этом фильме типично хичкоковские и предвосхищающие обескровленность и стерильность «Хэллоуина» Карпентера. Только в «Чёрном рождестве» настолько заострён мотив обезличенности маньяка, что демонстрируется лишь его рука с предметом убийства и звучит голос. Наверно, такого обеднённого киноманьяка, скупого на кровь и изощрённость, кинематограф ужаса больше ни разу не произведёт на свет. Даже Майкл Майерс со временем эволюционировал из лаконично-хладнокровного Зла в кишковыпускающую Машину.
Боб Кларк применяет в «Чёрном Рождестве» один из тех приёмов, призванных напугать и создать атмосферу саспенса, которым впоследствии воспользовался весьма уважаемый режиссёр молодёжных ужастиков, создав более чем удачную трилогию. Я сейчас говорю о Уэсе Крейвене и его «Крике». Ведь именно в канадской ленте 1974 года о неведомом маньяке, личность которого уже потом выдумали в тотально маразматическом ремейке 2006 года, впервые был использован тревожный «телефонный звонок», когда маньяк звонит жертве либо перед тем, как расправиться с ней, либо, чтобы просто припугнуть. На мой взгляд, это один из самых удачных приёмов из всех, что когда-либо практиковались в слэшерах. В «Чёрном Рождестве» приём «телефонного звонка» был использован ещё до того, как вышел фильм с говорящим названием «Когда звонит незнакомец». Иногда кажется, будто Боб Кларк предвосхитил практически всё, что создавалось уже после его творения. Но нет, его фильм – лишь попытка по-своему интерпретировать хичкоковские достижения, но попытка эта словно оказалась вплетённой в контекст надвигающейся слэшеромании.
Познавательная рецензия. Да уж, действительно интересно находить всех возможных предков-родоначальников современных слэшеров.
Случайно обнаружил два факта про режиссера этого фильма Боба Кларка:
— в 2004-м году он снял фильм, занимающий на IMDB позицию… худшего фильма всех времен (номер 1 с конца) — «Супердетки: Маленькие гении 2» с рейтингом 1,5 (это среди более чем 14 тысяч проголосовавших!) http://www.imdb.com/title/tt0270846/
— этот «наихудший» фильм стал его последней работой — в апреле 2007 года он погиб в автокатастрофе (вместе со своим сыном). Водитель, чья машина врезалась в машину Кларка «в лоб», водил машину без прав, да еще был под кайфом…
Вот такой грустный финал.
За всей своей дотошностью автор не указал одного, ибо этого попросту не знал =) Дело в том, что звонок перед убийством — американская байка, городская легенда, как хотите. В общем, это не ново и чёрт-те когда было занесено в фольклор. Тот же слэшер «Городские легенды» — компиляция из американских уличных баек, было там и про няню, которая находилась в доме с убийцей. «Когда звонит незнакомец» — это целая экранизация этой байки, не более, идеи она ни у кого не крала. А «Чёрное рождество» — как раз-таки чёрный вариант этой довольно известной в мире байки. Так что вот так. Иногда знание тонны фильмов ужасов — не единственное, что требуется для установления причинно-следственных связей в их концепциях. Я перед рецензией обычно всегда гуглюсь, в википедию забредаю и вообще читаю много интересного о фильме. Т.е. я не связываю фильмы друг с другом только на основе личных впечатлений. Если я чувствую связь, я подтверждаю её сёрфингом в Интернете. В целом забавная рецензия, если закрыть глаза на момент с известной уличной американской байкой, которая вдруг в рецензии оказалась придуманной Бобом Кларком.