Насколько мне не изменяет память, это первый фильм режиссера Дэвида Кроненберга, который я посмотрел. Из разных источников я узнал, что у него все картины запутанные и достаточно сложные для восприятия. Эти обстоятельства еще больше подогрели мой интерес к данному кино. Сейчас постараюсь изложить все свои удивительные и неописуемые впечатления от того, что я увидел.
Итак, «Экзистенция» захватила меня своим своеобразным началом с самых первых кадров. Зрителю показывают презентацию виртуальной игры, где на ее создательницу Аллегру совершается покушение. Угроза опасности расширяется, и девушка вынуждена бежать в сопровождении неопытного охранника, роль которого исполняет Джуд Лоу. Собственно говоря, дальше сюжет будет развиваться очень оригинально и необычно. Мне приходилось видеть фильмы на схожую тематику, где люди могут находиться в разных измерениях (вспоминается недавно созданный «Трон: наследие», где основное внимание уделяется визуальным эффектам и экшену), но ничего подобного этому кинопродукту раньше не приходилось видеть.
Первое, на что хочется обратить внимание, так это то, каким образом функционирует игра и как ею пользоваться. Когда первый раз показали эти игровые джойстики, выглядящие как что-то мягкое и одушевленное, а также их провода, напоминающие детскую пуповину, интерес ко всей этой необыкновенной конструкции усилился вдвойне. Ну а когда по ходу развития событий нам разъясняют, что к чему, то по-настоящему удивляешься фантазии режиссера и других создателей этой сюрреалистической картины! Только представьте себе, что в будущем человек сможет выходить в виртуальную реальность, подключая к своему телу игровой чип непонятного происхождения, и, таким образом, сам будет являться источником питания и энергии этого прибора! Никаких компьютеров, никакой электроники при этом не используется! Все это звучит невероятно, но при этом разработано, я бы сказал, вполне естественным путем с использованием природных ресурсов. Особенно поражает то, как и из чего создаются эти игровые устройства.
Таким образом, задумка у фильма весьма нестандартная, необычная и жутко интересная. Все дальнейшие события, которые будут происходить в фильме после побега героев с презентации, невероятным образом переплетены и запутаны между собой. В голове постоянно возникают все больше и больше вопросов: «Что это за место? Кто эти люди? Что они тут делают? Что это за фантастические гибриды животных?» При всем при этом картина не воспринималась мною слишком сложно и непонятно, а постоянно заинтриговывала, вызывала какие-то восхитительные и необъяснимые чувства. До самого конца непонятно, в реальном мире сейчас находятся герои, или все еще блуждают в собственном подсознании, и этим фильм в буквальном смысле завораживает, пленяет своим загадочным воздействием. И что самое главное, в финале весь клубок тайн неожиданным образом распутается, и смысл всего того, что происходило до этого момента, будет понятен! Вообще, меня очень порадовало то, что концовка получилась вполне завершенной и логически объясненной, так сказать. Если бы окончание всей этой истории получилось другим, более открытым и недосказанным, то фильм, наверное, меня бы уже не так сильно зацепил!
Актерская игра безупречна и выразительна! Абсолютно все персонажи, как главные, так и второстепенные, запоминаются, выделяются чем-то особенным и показывают значимость своих ролей для полноценного восприятия всех творящихся на экране событий. Особо хочется отметить главных героев, которые также получились весьма яркими и интересными. Уверенная в себе Аллегра, потратившая много времени на создание игры, которой она дорожит всем своим сердцем. Можно сказать, что девушка вместе с игрой стала, в каком-то смысле, одним единым целым, поскольку без нее она уже не может существовать ни дня, не представляя нормальной жизни без периодического виртуального наслаждения. Ну и Тэд, стажер-охранник, ни разу не играющий в игру до встречи с Аллегрой, который не особо одобряет внедрение инородного тела в свой организм, а также панически боится различных уколов, протыканий, а также возможного заражения. На предложение погрузиться в виртуальное пространство он смотрит с осторожностью и неуверенностью. Вся эта неестественность искусственно созданной жизни, ее абсурдные и непонятные правила поначалу пугают его, и он пытается с этим сопротивляться. Но с течением времени осторожный и тихий паренек приобретает посредством воздействия игры уже совершенно иной, более решительный и напористый образ. В итоге, персонажи Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу получились непохожими друг на друга, каждый со своими индивидуальными взглядами и предрассудками, но при этом превосходно дополняющими друг друга. Лично я с большим интересом и вниманием наблюдал за всеми их поступками и принятыми решениями, периодически задаваясь вопросом о том, находятся персонажи в реальном мире, или все еще существуют в игровом пространстве.
Вообще, после просмотра мною завладели мысли о том, а существовал ли настоящий мир из всего того, что было продемонстрировано на экране, или же это все одна сплошная фантазия, виртуальная Вселенная, поглотившая разум человека?! Идея, которую я увидел в фильме, раскрывает довольно актуальную проблему о влиянии различных электронных средств на человеческое сознание, мировосприятие и чувства, без использования которых, по сути, невозможно жить в современных цивилизованных условиях! Особенно показательна в этом плане концовка, ярко демонстрирующая, к чему может привести ситуация, когда человек настолько глубоко погружается в игровой мир, что уже не может воспринимать окружающую его действительность адекватно, не в состоянии отличить, где заканчивается виртуальное пространство, а где начинается реальная жизнь! Таким образом, в его сознании стираются грани между нормальной жизнью и искусственно созданной, и он становится зависимым от собственного иллюзорного пространства.
Итог. «Экзистенция», определенно, кино не развлекательного жанра. Весьма своеобразный, запутанный и сюрреалистический триллер, завораживающий меня какой-то непонятной таинственной атмосферой, которой он весь пропитан. Я думаю, такое кино для определенно круга лиц, любящих фильмы, наполненные множеством непонятных загадок, неожиданных поворотов сюжета и различных невообразимых фантазий. Лично меня очень даже зацепило! Еще раз хочу повторить о том, что концовка очень эффектная и поучительная, за что отдельное спасибо! В заключение хотелось бы процитировать хорошую и настораживающую фразу из фильма: «Меня беспокоит эта игра! В ней была ярко выраженная антиигровая тема…»
9 из 10
Да, это совершенно необычный фильм. Где реальность, кажется, вообще не существует. У Кроненберга из «ужасной фантастики» есть еще «Сканеры». Тоже достойный фильм.
А мой любимый фильм Кроненберга «Мадам Бат
терфляй». Это не хоррор, а совершенно завораживающая красотой кадра драма с великолепной игрой Джереми Айронса и Джона Лонэ. По той же пьеме Роман Виктюк поставил свою знаменитую «М.Баттерфляй».
Кроненберг вообще кладезь «страшного кино». Навскидку назову «Мертвую зону» по Кингу, «Выводок», «Голый завтрак», знаменитую «Муху»…
Да, эти фильмы известны. А вот «Сканеров» забыли, мне кажется. Хотя в 90-е этот фильм вовсю крутили в видеосалонах.
А «Сканнеры» реально хороший фильм, именно незаслуженно забытый.