


|
||||
|
КРИК-Парад: Зоохоррор – итоги
В итоговый Топ-23 вошли фильмы, начиная с 1963 года. Предсказуемо большинство из фильмов-победителей – американские. Как ни странно, но все австралийские фильмы, попавшие в первоначальный список кандидатов, в КРИК-Парад не попали. Зато среди победителей – два отечественных фильма, причем сделанных еще в СССР. Кто сказал, что в Стране Советов не было зоохоррора? Помимо самих фильмов, нам было интересно, какие же животные пугают зрителей больше всего? Казалось, что лидерство должны были разделить извечные «страшилы» животного мира: акулы и крокодилы. Результаты нас удивили. Крокодилы оказались настоящими аутсайдерами – из пяти фильмов-кандидатов с ними только один пробрался в Топ-23, причем даже не вошел в первую десятку. Да и акулы оказались не на первом месте: им пришлось поделиться вторым местом «пьедестала почета» с рыбешками поменьше – с пираньями (спасибо трилогии Данте-Кэмерона-Ажа) и… с медведем! Ай да Мишка, ай да молодец! А на первом месте «страшных зверей» оказались… друзья человека – собаки. Целых 5 фильмов о том, что «собака бывает кусачей» вошли в Топ-23. Собаки страшные! Ну что же, надеюсь, вы достаточно заинтригованы, чтобы начать перечислять победителей. Мы назовем первую тройку, начиная с бронзы, а потом «огласим весь список». Триллер «Куджо» Льюиса Тига (1983) Стивен Кинг называет одной из лучшей своих экранизаций. История проста и пугающа одновременно: молодая женщина с ребенком оказывается в ловушке, запертая в заглохшей машине на солнцепеке, терроризируемая огромным взбесившимся сенбернаром. Помочь ей некому – муж уехал в командировку спасать пошатнувшийся бизнес, а хозяин сенбернара валяется в пыли с разодранным горлом… Кинг признавался, что писал «Куджо» в сложный период своей жизни (алкоголь и наркотики – враги писателя!), и практически не помнит, как создавался роман. На вопрос, кого из погибших в книгах персонажах он бы спас, если бы писал книги заново, Кинг называет одного из героев «Куджо» — погибший в книге, он выживает в кино. Кинг сам способствовал «воскрешению», приложив руку к написанию сценария. Популярности фильма способствовала не только яркая актриса Ди Уоллес (настоящая звезда ужастиков 80-х, таких как «Вой» и «Зубастики»), но и мастерские съемки с сенбернаром (чтобы снять, как он бросается на машину, киношники запирали внутрь визжащего поросенка). После «Куджо» даже детские фильмы про добряка-сенбернара Бетховена невозможно смотреть без внутреннего содрогания. Что может быть страшного в птицах? Сидят на ветвях, щебечут себе… Нужно быть гением «страшного кино», как Альфред Хичкок, чтобы снять в 1963 году по-настоящему пугающий фильм (так и названный: «Птицы»), после которого фильмы о кровожадных пернатых стали появляться один за другим. Но оригинал не спутаешь с подделками – в нашем Топ-23 нашлось место только одним птицам – хичкоковским. Самые страшные сцены в ”Птицах” как раз не те, где птицы норовят оторвать людям пальцы и выклевать глаза: маэстро достаточно изобразить нарастающий, как водопад, звук приближающейся стаи, чтобы люди в заколоченной досками комнате, а вместе с ними и зрители, пережили настоящий приступ ужаса. Классика. Но только второе место в нашем КРИК-Параде. А победитель у нас… у вас были сомнения? 1975 год. Стивен Спилберг. Одна большая акула. «Челюсти»… Трудно поверить, но именно с этого фильма началось такого краеугольное для современной киноиндустрии понятие, как «летний блокбастер». Не было бы «Челюстей», не было бы каждым летом в наших кинотеатрах череды громких, дорогих, зрелищных, «массивных» фильмов – история кино была бы другой. А ведь истоки «Челюстей» можно отыскать в самом первом ТВ-фильме Спилберг – «Дуэль» (1971). Эта экранизация рассказа Ричарда Мэтьюсона была об эпическом противостояния слабого, но решительного человека против слепой стихии, которую олицетворял страшный грузовик; он в рассказе напрямую сравнивался с безжалостной акулой. Прошло всего четыре года, и Спилберг реализовал эту идею, явив миру одно из самых страшных киночудовищ – голодную, мстительную, неумолимую акулу. Не счесть технических сложностей, которые преследовали съемочную группу. При первом же спуске на воду механическая акула, в шутку названная Спилбергом «Брюс» в честь своего юриста, попросту затонула, и ее пришлось поднимать со дна помощью водолазов. Механизм то и дело ломался, что привело Спилберга к идее снимать атаки акулы «ее глазами», с точки зрения хищника, что сделало фильм еще страшнее. Внешне простая формула фильма впоследствии повторялась много раз – и в непосредственных сиквелах «Челюстей» (включая 3D триквел), и в бесконечных трешевых зоохоррорах об акулах, но никому пока не удалось приблизиться к планке, заданной оригиналом. С впечатляющим отрывом от конкурентов, «Челюсти» лидируют в КРИК-Параде «Зоохоррор» и включаются в наш список «лучших из лучших». А вот и все победители: 1 — Челюсти — Jaws — США — 1975 Эти фильмы мы включили в соответствующий КРИК-Парад список на Мувистере. P.S. Бонусный ролик: песня-зоохоррор «Собака бывает кусачей». Никитины как в воду глядели! 🙂 |
|||
|
Добавить комментарий