Восемь претендентов на уникальную вакансию входят в скромно обставленную комнату для финального теста. Восемь столов, восемь стульев, восемь листов с заданиями, восемь карандашей. Восемьдесят минут, и только один вопрос. Требуется только один ответ.
Лично для меня экзамены всегда были одной из самых стрессовых ситуаций в жизни – как вспомню, так вздрогну. Не потому что не готовился или плохо знал предмет – сама ситуация экзамена являлась для меня настоящим испытанием. Отбор при трудоустройстве, к счастью, мне довелось пройти лишь однажды (работаю в одной и той же компании уже 14 лет), зато мне довольно часто приходится самому проводить собеседования: поистине, уж лучше быть экзаменатором, чем экзаменуемым. Так что идея Стюарта Хэзелдайна (выступившего в «Экзамене» одновременно продюсером, сценаристом и автором сценария) идеально подходит для малобюджетного «минималистического» триллера. Поместите испытуемых в одну комнату, взвинтите ставки, и посмотрите, что будет.
«Экзамен» не случайно издали на лицензионном DVD в одной коробке с «Кубом» – у них довольно много общего. Герои в экстремальной ситуации в ограниченном пространстве с довольно смутно очерченными правилами игры – идеальный психологический эксперимент, результаты которого зависят скорее от внутренних ценностей испытуемых, чем от заданных им внешних условий. Будет ли интересно смотреть такое кино – по описанию предугадать сложно. «Экзамен», к счастью, относится к той категории фильмов, которые смотришь на одном дыхании: в этом заслуга Стюарта Хэзелдайна и как сценариста, и как режиссера, а также актеров, среди которых хочется выделить Люка Мэбли («Белый»), жутко похожего на обросшего волосами Джейсона Стетема, и Джими Мистри («Смуглый»), персонаж которого перекликается с Саидом из «Lost». Герои по одному покидают комнату (последовательность выбывания, кстати, предсказать довольно сложно), круг претендентов на вожделенную вакансию сужается, комната погружается в хаос (кровь будет далеко не единственной физиологической жидкостью, выплеснувшейся на пол), а зрителю перепадают лишь фрагменты информации о том, что это за компания такая, и что это за вакансия, ради которой герои готовы и убить: поначалу и не задумываешься, каким опасным оружием могут стать обычный карандаш или лист бумаги в руках человека, загнанного в угол. В отличие от многих фильмов о психологических экспериментах, где роли «жертв» и «лидеров» распределяются довольно быстро, в «Экзамене» негласное лидерство надолго не задерживается в руках одного человека. И пока герои лихорадочно пытаются узнать заветный вопрос и не менее заветный ответ, меня, как зрителя, волновал единственный вопрос – выдержит ли фильм испытание финалом?
Увы, развязка фильма оставила меня в легком разочаровании – после всего того, что происходило в «комнате испытания» (практически «камере пыток») очень трудно сделать вид, что «экзаменаторы» и их компания – добренькие, «белые и пушистые». Да и куча дополнительной информации, которую авторы вываливают на зрителя в последние пять минут, больше похожа на «рояль в кустах», чем на логическое продолжение показанных событий. Меня бы, наверно, больше устроил «открытый» финал без всяких пояснений (как в «Кубе»), чем громоздкое и скомканное пояснение. Тем не менее, я горячо рекомендую «Экзамен» к просмотру. Мы все с вами – конкуренты за ограниченные ресурсы в этом мире. И останемся ли мы при этом людьми или нет очень часто зависит не от тех, кто распределяет вожделенные блага. Это зависит от нас самих.
Посмотрел «Экзамен» недавно. Не особо впечатлило. Сама ситуация хороша, но вот все эти байки про лекарство, гения-отшельника и пр. подпортили общее впечатление. 6 из 10 по внутренней шкале.
У меня те же впечатления. И было бы куда логичнее, если бы всех «дисквалифицированных» дисквалифицировали… как в романе Стивена Кинга «Долгая прогулка»…