Подобному фильму сам ковид велел выйти в 2021-м. И дело не в отдельных сюжетным мотивах, соотносящихся с мрачной реальностью, а в специфике съемки и итоговом результате. В картине практически нет сборищ статистов (причем в единственной подобной сцене они сидят в масках, на регламентированном расстоянии друг от друга), да и вообще героев в картине – раз-два и обчелся. И если уж совсем начистоту, «Кислород» — театр одного актера, где другие действующие лица будут изредка и мимолетно появляться во флэшбеках, или же незримо общаться с основным персонажем по мобильной связи. Иначе говоря, во время производства точно не нарушались эпидемиологические меры, да и сама история рассказывает о вынужденной (?) изоляции.
Молодая женщина внезапно просыпается внутри криогенной камеры. Она не помнит своего прошлого и как сюда попала. «Узница» логично предполагает, что возможно больна, и медицинская капсула находится на территории лечебницы. Но время идет, и никто не приходит, как и не отзывается на её крик. Камера наглухо заперта, а изначально единственным собеседником девушки становится виртуальный ассистент, отвечающий за работоспособность системы, но не могущий разблокировать крышку без кода доступа. Ситуация усугубляется тем, что на табло идет отсчет оставшегося воздуха в камере, и если не придумать – как выбраться отсюда, то смерть неминуема.
«Кислород» — лишнее доказательство тому, что Александр Ажа — разноплановый режиссер, а не только зверски-натуралистичный хоррормейкер, упивающийся брутальным насилием в «Кровавой жатве» и в «У холмов есть глаза», или же стебно-гротескным в «Пираньях». Время от времени отдыхая от месилова, француз возьмет да и снимет «Рога» — экранизацию романа Джо (сына Стивена Кинга) Хилла, где насилие вторично, а на первом плане – ироничная детективно-мистическая драма. Или еще больше отклонится от привычной стилистики и выпустит «Девятую жизнь Луи Дракса» — забавно-печальный триллер по книге Лиз Дженсен, где кровавых ужасов нет вообще, но зато есть крепкая и интригующая история с крутым финалом. Вот и теперь Александр сработал на новой творческой территории, фактически передав привет «Погребенному заживо» с Райаном Рейнольдсом.
Но на самом деле, на вышеупомянутый фильм Родриго Кортеса «Кислород» похож лишь условно, экспозицией и схематично локацией. Ибо если герой «Погребенного…» очнулся в самом настоящем гробу, зарытым под землю, то персонаж Мелани Лоран – в высокотехнологичном ящике, управляемым искусственным интеллектом. Впрочем девушке от этого не легче, ибо камеру точно так же не открыть, и находится она хрен знает где. А чтобы выжить, нужно успеть вспомнить предпосылки странного заточения, пока еще можно дышать.
Выбор актрисы – несомненный плюс. Изначально в фильме должна была сниматься лауреат премии «Оскар» Энн Хэтэуэй, но не сложилось, и Ажа пригласил свою соотечественницу. И Мелани Лоран четко держит высокую планку на протяжении всего хронометража, по полной раскрывая драматический потенциал. К артистке действительно нет никаких вопросов, настолько всё смотрится органично и эмоционально. После «Кислорода» действительно хочется заценить другие картины Лоран, где она была на первом плане (малоизвестные широкой публике «Реквием по убийце» и «Комната смерти»), а не только на вторых ролях в «Бесславных ублюдках», «Призрачной шестерке» и «Лазурном берегу». Что интересно, в «Кислороде» задействован еще один известный французский лицедей Матьё Амальрик (злодей из «Кванта милосердия»), но его стараний мы никак не оценим, ибо Матьё здесь M.I.L.O. — голос бота криогенной камеры, выполняющего отдельные команды пациента. Поэтому для нас, российских зрителей, «Кислород» — фильм только с Мелани Лоран, которую мы видим 95% экранного времени.
Что же касается развития сюжета…, то про это ничего нельзя рассказывать, даже намекать. Ваш покорный слуга и так допустил маленький спойлер в начале рецензии, обозначив, что кино в некотором роде перекликается с коронавирусом, но эта ремарка никак не раскрывает истинной сути происходящего на экране. Здесь как раз и важно шаг за шагом получать вместе с героиней крупицы информации, из обрывочных воспоминаний и звонков людям, которых она не знает или не помнить, чтобы в итоге просто офонареть от явившейся истины. Нельзя сказать, что это абсолютно новая концепция художественного произведения, подобное так или иначе обыгрывалось в других фильмах, включая достаточно известные. Но именно такой общий симбиоз сюжетных поворот, пропущенный через единственное действующее лицо в замкнутом пространстве, смотрится действительно новаторски. Тем более, что Ажа временами вспоминает, что он — талантливый хоррормейкер, и внезапно добавляет в формально-статичное положение героини мастерски поставленные жуткие эпизоды. Ведь пугать можно не только фактическим насилием, но и воспоминаниями, галлюцинациями и представлениями о будущем, что режиссер и делает везде, где только возможно.
При общей классной задумке и впечатляющей ее реализации, несколько портит впечатление финал, в котором заготовлен большой «рояль в кустах». Он не сливает весь ранее достигнутых успех, но слишком манипулятивно разруливает ситуацию, делая ее мягче, чем следовало бы бескомпромиссному творцу. Но, с другой стороны, конечную сцену можно трактовать по-разному, и отнюдь не обязательно с позиции хэппи-энда, чем она и хороша. Фактически Ажа сам предлагает конкретному зрителю завершить историю так, как ему хочется. Ведь смерть – это лишь состояние тела, но не души, у которой бесконечное количество времени… если мы сами в это верим.
Добавить комментарий