КРИК-НОВОСТИ

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Карантин с демоном — рецензия на фильм «Остров мертвых» (Isle of the Dead, 1945 г.)

 

Остров мертвых - кадрСмотря нынешние страшные фильмы, трудно представить, что когда-то хорроры были совсем другими. Отсутствовали современные визуальные возможности, да и техника постановки существенно отличалась. Конечно в определенной степени жанровые картины всегда были аттракционами, пусть и без феерического нагромождения спецэффектов, но первую скрипку играла рассказываемая история. Драматургия являлась основной основ, под которую придумывались зрелищные фишки, а не наоборот. Поэтому старые ленты зачастую куда интереснее с точки зрения повествования, а их современные ремейки создаются именно потому, что в основе жанровой классики – крутые захватывающие сюжеты с осмысленным развитием.

isle-of-the-deadВ этой статье мы вспомним даже уже не старый, по меркам современного поколения, а древний триллер, вышедший на мировые экраны за день до официального окончания Второй Мировой войны. Это был продукт государства, принимавшего, по отношению к своей территории, не самое глобальное участие в чудовищной бойне, и потому исправно выпускавшего фильмы, в том числе сугубо развлекательного характера. «Остров мертвых» действительно сложно отнести к серьезному кино, реально затрагивающему социально значимые темы, но и в нем ощущаются отголоски мрачной эпохи, в которую он был снят.

Остров мертвых - эстетика кадраДействие происходит в 1912 году на территории Греции, во времена другой, Балканской войны, которая для многих – вообще неизвестная страница истории. Впрочем здесь она нужна сугубо для сюжетообразующего антуража, подкрепленного сказаниями о местном демоне. Варволока – злой дух, способный вселиться в человека, и маскируясь под его доброй личиной, нести смерть окружающим. Именно с ним придется столкнуться героям фильма, в ожидании смерти или чудесного спасения.

Остров мертвых - кинореконструкция одноименной картины.

Остров мертвых — кинореконструкция одноименной картины.

Итак, после завершения очередного сражения, греческий генерал Николас Феридес отправляется навестить могилу давно умершей супруги, находящейся на близлежащем острове, фактически являющимся большим кладбищем. Генерала сопровождает молодой американский журналист Оливер Дэвис, освещающий боевые действия. Приплыв на остров, посетители с недоумением обнаруживают, что склеп разграблен, а покойница исчезла. В попытке прояснить ситуацию, Феридес и Дэвис заходят в дом местного антиквара Альбрехта, у которого гостят британский консул с женой и служанкой, а также случайно попавший сюда коммивояжёр. Генерал и журналист откликаются на предложение заночевать у антиквара, но на утро все с ужасом находят тело торговца, скончавшегося от неизвестной болезни. Опасаясь распространения заразы, генерал объявляет на острове карантин и принуждает всех к изоляции. Но вскоре выясняется, что опасность таится не только в возможной эпидемии.

Остров мертвых - очаровательная служанкаНесмотря на грозное название, картина будущего двукратного номинанта на «Оскар» Марка Робсона – кино неторопливое и мягкое по нынешним меркам. Заявленный жанр «хоррор» проявляется лишь в возможной сути происходящего, а не фактической. Герои торчат в вынужденном заточении, и некоторые из них принимают на веру рассказы местной старушки, что всему виной варволока, и более того, демон вселился в одного из них! Бабушка даже четко указывает на «подозреваемую» — очаровательную служанку консула, ибо она прямо пышет здоровьем среди потенциальных зараженных и вообще кажется чужеродной на кладбищенском острове. Изолированные неизбежно разделяются на два лагеря «верующих» и «неверующих», а тем временем хворь не дремлет и настигает «заложников» одного за другим.

Картина "Остров мёртвых" Арнольда Бёклина.

Картина «Остров мёртвых» Арнольда Бёклина.

Образ дьявольского клочка суши навеян известным живописным творением Арнольда Бёклина «Die Toteninsel». В завязке фильма есть сцена, когда генерал и журналист плывут к кладбищу, и это фактически кинематографическая реконструкция полотна «Остров мёртвых». Далее большая часть действия происходит внутри дома антиквара и заключается в томительном ожидании героев перемены ветра, так как именно это способно устранить переносчика заразы. И здесь ощущается специфика оставшегося в прошлом синема, с приглушенной эмоциональностью и отсутствием натурализма. Зараженные умирающие по виду практически не отличаются от пока еще здоровых, никто не истерит на грани безумия, а со смеренным спокойствием принимает возможную гибель. Персонажи просто вежливо разговаривают, лишь иногда повышая тон, саспенс присутствует сугубо номинально, но в то же время картина смотрится с интересом, так как четко поддерживается детективно-триллерная интрига – а есть ли на острове демон и кто он? И самое классное, что практически усыпив зрительскую бдительность, фильм все же выдает в развязке парочку жутких эпизодов, крепкую сцену чистого саспенса и эффектный двусмысленный финал. Таким образом «Остров мертвых» оправдывает звание если и не лютого хоррора, то качественного мистического триллера, заслуженно попавшего в список «500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb». Да, по части методики устрашения кино неизбежно устарело, но с точки зрения мрачной зловещей истории, лента способна дать форы многим современным глупым и бессмысленным страшилкам.

Борис Карлофф в "Острове мертвых".

Борис Карлофф в «Острове мертвых».

По совокупности не хочется считать, что сегодня «Остров мертвых» представляет исключительно музейный интерес, так как фильм по-прежнему является хорошим примером того, как можно сделать увлекательное кино практически в четырех стенах и в нужный момент встряхнуть зрителя не банальными скримерами, а куда более изощренными методами, без кровавых рек и чудовищных морд. И конечно не последнюю роль в успехе ленты сыграл выдающийся актер своего поколения Борис Карлофф, воплотивший сложный образ генерала Феридеса, отношение к которому не раз поменяется в процессе просмотра. Таким образом «Остров мертвых» — хороший классический триллер, пусть тяготеющий к театральной манере постановки, но как раз за счет нее отличающийся крепким рассказом, не обремененным логическими провалами и лишними эпизодами.

Страница фильма «Остров мертвых» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

80 + = 89