Вот и пришел очередной сын на смену родителю. Люк Скотт – отпрыск легендарного Ридли Скотта, представляет на зрительский суд полнометражный дебют – фантастический триллер «Морган». Причем Люк не пытается заявить о собственной гениальности в виде оригинального арт-хаусного проекта, а производит развлекательный жутик для массовой аудитории, пусть и не лишенный качественных художественных черт.
В одной секретной лаборатории научной корпорации создают искусственную ДНК, а из нее воспроизводят псевдочеловеческое существо, наделенное разумом и чувствами. Био-робот быстро растет и развивается и к пяти годам выглядит как взрослая девушка, получившая имя Морган. Долгое время «нечто» слывет белой и пушистой, но в один ужасный день берет и выбивает глаз одной из «ученых мам». Головной офис тут же засылает в лабораторию спеца по риск-менеджменту в виде молодой стервы, которая должна экстренно расследовать происшествие и оценить дальнейшие перспективы проекта.
С первых же кадров чувствуется, что Люк старательно учился изобразительному искусству у знаменитого папы. Неважно, будут ли пейзажи иметь значение для сюжета, важно, что они прекрасны сами по себе. И молодой режиссер показывает природное великолепие везде, где только можно, учитывая, что возможностей не так уж и много, так как большая часть картины происходят в стенах кузницы человекообразных. И когда риск-менеджер компании оказывается внутри злополучной лаборатории, Скотт-младший начинает подражать ранним отцовский шедеврам, таким как «Чужой» и «Бегущий по лезвию». От первого позаимствована клаустрофобная атмосфера с саспенс-вопросами «кто есть враг?» и «где он?», а от второго мотивы страданий искусственного существа, которого создали слишком похожим на Человека. Причем заимствует мотивы Люк крайне аккуратно, без откровенного копирования, скорее вдохновляясь, нежели явно цитируя, а сюжетно вообще передавая изящный привет «Химере» Винченцо Натали, но исключив из собственного творения эротическую составляющую. А главное, что к финалу сын Ридли готовит эффектный сюрприз, который теоретически можно предугадать, но если только постоянно осмысливать все версии возможного подвоха, а не наслаждаться фильмом как таковым.
А наслаждаться есть чем, ибо делал кино Люк не ради развязочного кульбита. Помимо выверенного визуала и тонкой паутины постоянного напряжения, лента крепка драматургически и психологически. Если отбросить хоррор-составляющую, истинная суть которой откроется ближе к концу, то сама история окутана грустью «франкенштейновского существа», которое при всем зашкаливающем айкью не понимает, зачем его создали, а теперь мучают? А режиссер явно любит свою Морган и искренне симпатизирует ей, тем более зная, в чем суть истинного Зла. Впрочем трагическая рефлексия – тоже лишь развлечение конкретно для думающего зрителя, ибо к кульминации лента выскочит за пределы камерности, и публику окунут в море насилия. И если заядлые интеллектуалы, изначально настроившиеся на глубокомысленную драму, могут разочароваться от подобной хоррор-экшн-встряски, то почитатели интересного жанрового кино удовлетворенно отметят; «А ведь хороший фильмец получился. В меру жестокий, но при этом сугубо взрослый, увлекательный и не тупой». В общем молодец, Ридли, первый блин сына не комом.
К сожалению не могу разделить восторгов. Фильм явно посредственный, как и другой любимый публикой «шедевр» «Жизнь». Ученые просто забавляют своим сюсюканьем со своими созданиями. А «Морган» еще и подловатое кино, где робота оправдывают тем, что он такой добрый, это жертвы сами виноваты, его разозлили. А чего тогда Банди не оправдали? Про него тоже говорили, какой он хороший. Фильм Скотта-младшего играет на поле «Бегущего по лезвию», но философские проблемы так и не затрагивает. Более того, и как триллер плох, совсем не захватывает и вообще безразлично, что происходит на экране. Почему-то вспоминался «Невидимка», где был показан постепенный переход сознания героя к мысли о вседозволенности и относительности морали. Серьезные темы также есть у отца в «Чужой: Завет». Я искренне порадовался, что Скотт-старший не утратил форму. В общем, «Морган» и «Жизнь» фильмы явно не мои. Мне случайно возникшее «Зло внутри» было смотреть интереснее, чем явно снятые для денег так называемые ответы «Нечто», «Чужому» и «Бегущему по лезвию».