Приходят же в голову классные идеи талантливым людям! Казалось бы, что боязнь темноты – фобия, исследованная хоррормейкерами вдоль и поперек, но нашелся умница-швед Дэвид Ф. Сандберг, который взял да и напугал до чертиков за пару минут простейшим действием; выключатель on/ off. В 2013 году короткометражка «Lights Out» стала хитом YouTube и попалась на глаза маэстро ужасов Джеймсу Вану, собаку съевшему на призраках во тьме. И как в своё время одаренному малазийцу Голливуд дал шанс сделать большую «Пилу» из маленькой, так и Ван, будучи уже большим авторитетом, позвал Сандберга произвести относительно дорогой продукт для мирового проката. В творческую группу также вошли опытный сценарист Эрик Хайссерер («Пункт назначения 5», ремейки «Нечто» и «Кошмар на улице Вязов») и зрелищный оператор Марк Спайсер («Форсаж 7»). Дело оставалось за малым; руководствуясь одной-единственной «фишкой», рассказать полнометражную историю, да так, чтобы сердце в пятки ушло!
С одной стороны возможно было сделать арт-хаусный жутик, в котором бы природа Зла так и не получила объяснения, а картинка строилась чисто на «ужасной стилистике» с игрой света/тьмы и бесконечного кошмара, преследующего героев. Но подобный подход скверно сочетается с большими кассовыми сборами, ибо массовому зрителю нужна внятная и понятная история, именно за это он платит деньги. И потому, как не парадоксально прозвучит, новоиспеченный сценарий оказался самой слабой художественной составляющей проекта, впрочем по сравнению с его неоспоримыми достоинствами.
Ну а собственно говоря, что еще придумывать под руководством Вана, как не мстительных приведений, изводящих «живых». Так безликое существо из короткометражки обрело конкретное имя и ужасно-жалостливую историю. Жили-были две подружки, встретившиеся в психушке, одна из которых Софи, страдала от депрессии, а другая – Диана, от загадочной светонепереносимости. Софи была тихим шизиком, а Диана – буйнопомешанной, которую лечили жесткой экспериментальной методикой. В итоге Диана умерла в застенках дурки, а Софи благополучно вернулась в мир нормальных, вышла замуж, родила детей. Вот только Диане чертовски наскучило на том свете, и она зашла в гости к подруге, чтобы терроризировать ее семью…
Выключили свет – зловещая фигура в темноте, включили…и нет никого. Снова выключили…и тварь стала ближе! Включили….всякое отсутствие какого-либо присутствия. Выключили…и всё, потому что ты мёртв! Именно так Диана кошмарит всех несчастных, оказавшихся у нее на пути, а спасение только одно – не гасить свет. Но ясен перец, что герои, даже поняв природу Зла, упорно будут наживать себе неприятности, ибо пробки выбивает, фонарики ломаются, пламя свечи тухнет, а Диана тут как тут! А режиссер раз за разом повторяет «фишку» в различных вариациях, благо Ван явно подсказывал дебютанту в большом кино, как следует неустанно пугать зрителя на протяжении полутора часов.
У картины пара-тройка локаций и актеров десяток с хвостиком, но этого вполне хватает, чтобы хорошо потрепать нервы публике, и вздрагивать даже при наперед просчитанных эпизодах. Сандберг как и Ван работает по хоррор-шаблонам, но делает это мастерски, как будто это его не первый, а черт знает какой по счету полнометражный жутик. Диана ну очень безумно-страшная, каждое ее появление – феерический аттракцион ужаса, особенно при участии ее закодычно-сдвинутой подруги, во впечатляющем исполнении Марии Белло, которая говорит маленькому сыну; «Не бойся, сейчас я тебя познакомлю с тетей!»…которая давно в могиле.
Пусть «И гаснет свет» — всего лишь одноразовая ужастиковая развлекушка, не достигающая высот шедевров жанра, но она стоит похода в кинотеатр, когда главная цель – выброс адреналина. Это продуманный и вдохновенно сделанный хоррор, подтверждающий профпригодность Дэвида Сандберга и дающий путевку в большую творческую жизнь, лишь бы попсовые голливудские проекты, куда бывает подаются одаренные европейские постановщики, ее не испортили.
Этот год какой-то бедный на хорошие хорроры. Может, не все до нас дошли. Меня, правда, заинтересовал тот итальянский хоррор, вроде, «Летний лагерь», на который ты обзор писал недавно.
Андрей, да «Летний лагерь», думаю, вполне в твоем вкусе, и по мне так он тоже вполне неплох, о чем и написал в отзыве. Только он не итальянский, а испанский.
Я сейчас стараюсь всё новое смотреть в жанре триллер/хоррор и на больших и на малых экранах, те фильмы, конечно, которые интересны лично мне, и все впечатления переносить на страницы Клуба.
На сегодняшний день, из новинок 2016 года в страшных жанрах, больше всего мне понравилась, пожалуй, «Сомния» (на нее рецу не писал, но есть отзывы от других авторов в Клубе). Также по мне так вполне хороша «Кукла», ну и «Отмель» — достойное внимания кино.
И достаточно интересен «Неоновый демон» (на него только что рецензию опубликовал в Клубе), но картина довольно специфичная и далеко не всем понравится. Я высоко оценил все ее достоинства, но тем не менее моя оценка 6 из 10, просто потому что не мое кино, настоящего удовольствия я от него не получил.
Посмотрел и этот, и мне вполне понравилось, не столько даже как хоррор, сколько как серьезное кино в массовом жанре на тему ценности родственных отношений. Ведь ничего бы не было, если бы герои были семьей с самого начала. Даю 7 баллов.