Эксклюзивный отзыв только для КЛУБ-КРИКа
Не завидую я авторам сценария нового «Паранормального явления». Тут ведь как: первый фильм «выстрелил вслепую» и произвел в жанре хоррора эффект разорвавшейся бомбы. Сиквел снимался по принципу «больше камер, больше жертв», умудрившись не только продолжить оригинальную историю, но и развиваться параллельно ей. К тому же, в круг действующих лиц была введена сестра Кэти по имени Кристи и ее маленький сын Хантер. Триквел пошел по проторенному пути «назад в прошлое». Зрителям не только рассказали про детство сестер, но и сыграли на поле ностальгии по домашнему VHS видео, заодно расширив изначально расплывчатую городскую легенду о призраке-полтергейсте, добавив туда немного ведьмовства. Технические ограничения VHS камер в триквеле были удачно обойдены отличным ходом с «мотающейся камерой», от чего душа реально уходила в пятки.
Что было делать в 4-й серии? Линия сестренки Кристи была оборвана еще в сиквеле, зато во тьме ночи удачно растворилась Кэти с малышом Хантером… За годы, прошедшие с событий первой части (2006 год) мир окончательно был захвачен Фейсбуком, Скайпом и Эпплом. Так что решение «осовременить» франшизу, сделав ее персонажами тинэйджеров с гаджетами и с нулевым уважением к мистике и потустороннему казалось вполне разумным. Вот вам и сюжет: скучающая девушка болтает со своим парнем по Скайпу, а вокруг ее дома во тьме бродят «добрые соседи»: неприкаянная Кэти с подросшим Хантером. Но вот беда: построив сюжет на отношениях сексуально озабоченных подростков, вуайеристически подглядывающих друг за другом и за малоинтересными родственниками, фильм мгновенно стал похож на «ржачный ситком», где только оваций публики за кадром не хватало. В результате в «жуткие моменты» в зале был слышен смех: вот со спящей девушки рывком снимают одеяло: ха-ха-ха! Плоский подростковый юмор, сгубивший вторых «Трансформеров», в «ПЯ4» произрастает буйным цветом – не факт, что поклонники франшизы, ценящие ее за клаустрофобное чувство обреченности, позитивно воспримут такую смену тональности.
«Стержню» франшизы Кэти в четвертой серии досталось до обидного мало места: ключевые роли в истории сыграли девушка Элис с ее парнем, а также двое мальчишек. Увы, режиссерам не удалось найти по-настоящему «демонических» детишек (за примерами стоило обратиться к оригинальному «Омену» или к «Кладбищу домашних животных»), и мальчики, за которых зритель должен переживать, просто присутствуют в кадре с видом «А когда мама заберет меня домой?»
Удивительно, но обладая таким гибким инструментом, как вебкамеры, авторы фильма так и не удосужились придумать что-нибудь новое – хотя в недавно выпущенном в прокат хорроре «З/Л/О» та же Скайп-идея раскручивалась гораздо интереснее. В итоге все, на что оказались способны креативщики «ПЯ4», это превратить игровую приставку в прибор ночного видения, в котором призраки становятся видимыми. Что касается «полтергейст-эффектов», то тут использован практически один прием – падение какого-либо предмета в непосредственной близости от героев: нож, люстра… Несколько потенциальных сюжетных ниточек вообще никуда не ведут: демонический мальчик Робби достает из рюкзачка старинную вилку, акцентируя на ней внимание зрителей: «Вилка очень дорогая». И что? Сгинула вилка. А кошка? Как можно было не использовать по полной программе давно укоренившуюся идею о том, что кошки взаимодействуют с потусторонним миром? Нет, она просто бродит по дому сама по себе…
Количество «страшных» моментов в фильме явно недостаточно для четвертой серии франшизы, где искусство пугания зрителя должно быть отточено до блеска – даже в трейлере, в котором уже традиционно для «Паранормального явления» были показаны фрагменты, не вошедшие в фильм, было больше пугающего.
Думаю, что многие поклонники франшизы мучительно смотрят первый малосодержательный час фильма, чтобы быть вознаграждены вспышкой запредельного насилия в финале. Увы, ничем более крутым, чем уже было показано в третьей части «ПЯ», зрителей не порадуют. Да и мысль на финальных кадрах крутится примерно такая: «Не верю, что в такой момент кто-то будет держать перед собой камеру».
Что ж, «Паранормальное явление» смело шагнуло в век высоких технологий, развив историю пропавшего Хантера и Кэти, но не сумело удержать мрачную тональность первых фильмов, скатившись к клише подростковой комедии. Кому-то это будет по душе, но скорее всего новых поклонников у франшизы не прибавится, а «старая гвардия» может и поредеть. И если «Паранормальное явление» по «долгожительству» хочет сравнять с «Пилой» или «Пятницей, 13», ей срочно нужно находить новые способы устрашения зрителей. Ведь наступающим на пятки новичкам вроде фильма «З/Л/О» удается напугать любительской съемкой куда лучше.
Добавить комментарий