Не фильм, а ужас кромешный! Пожалуй, это лучшая похвала для хоррора, когда он сделал куда больше, чем произвел впечатление как сугубо жанровый представитель. Ведь «Субстанция» — это не только по-хорошему вырвиглазное зрелище, но и ядреная саркастическая трагедия, а также очередной безапелляционный приговор человечеству. Пусть не всему, но значительной его части, которая вся такая блистательно-цивилизованная и свободонравная. Это работники шоубизнеса, законодатели моды, а также многочисленные потребители гламура и развлечений. Кажется, что в сфере больших финансов, масштабной популярности и потребительского рая нет места печали, разве что мимолетной, по причине физической кончины какой-нибудь «звезды». Но нет, как оказывается, естественное увядание в силу возраста – то еще мучение для многих селебрити. Особенно, если ты «женщина за…», в молодости купавшаяся в лучах славы, а теперь судорожно стремящаяся хоть немного задержаться на гребне волны. «Фабрика грёз» жестока, ей нужно свежее мясо, а не зачерствевшая плоть. Поэтому, старушка, со всем уважением к прошлым заслугам, но всё-таки пинком под зад на пенсию. И обратной дороги нет, если только каким-то чудом вновь не возбудишь безудержную похоть у толпы.
Что интересно, шоковая картина француженки Корали Фаржа родилась из ее же короткометражки десятилетней давности «Реальность+», сделанной в абсолютно иной стилистике. В мини-фильме 2014-го года речь шла об имплантате, дарующем клиенту любые внешние данные. Так из серой мышки/мышонка ты превращаешься в секс-символ, но только на 12 часов. Потом столько же времени требуется на его перезапуск, а пока необходимо пребывать в родном опостылевшем теле. Это была мягкая фантастическая драма, где конфликт разрешался в лиричном ключе, без насилия и чудовищных трансформаций. И кто бы мог подумать, что на той же идейной основе Фаржа снимет большой крышесносящий и душераздирающий триллер, удостоенный Каннской премии за лучший сценарий.
Хотя, творческое зверство Корали уже проявилось в «Выжившей» 2017-го года, прямолинейном феминистском хоррор-боевике, в котором кровь лилась водопадом. И данный проект также стал подготовкой к возможно главному фильму в карьере. Фактически может казаться, что в «Субстанции» куда меньше откровенной визуальной жести, но это лишь потому, что ее хронометраж больше, чем у «Выжившей». А на самом деле в стопроцентном боди-хорроре Фаржа шок почти в каждой сцене, просто поданный на разный эстетический манер. И в этой фееричной кошмарной художественности главное и всепоглощающее достоинство фильма.
В основе сюжета – гнетущая зрелость актрисы Элизабет Спаркл, обладательницы «Оскара» и звезды на Аллее славы. Всё еще привлекательная дама ведёт вполне себе рейтинговое фитнес-шоу на ТВ, но внезапно получает «от ворот поворот». Ушлый директор Харви хочет юную суперсексуальную цыпочку вместо отчаянно молодящейся «карги». И морально раздавленная Спаркл решается на сомнительный эксперимент. Элизабет вводит себе препарат, чудесным образом генерирующий ее «лучшую версию» — ослепительную цветущую красотку, как раз такую, какую жаждет бывший работодатель. Но у волшебного превращения есть «побочные эффекты».
С точки зрения фабулы, «Субстанция» — простое и понятное кино. Конечно, дикий опыт до добра не доведет, и мы последовательно наблюдаем, как скоротечное счастье от мгновенного омоложения омрачается запредельными мучениями – остропсихическими и тошнотворно физическими. Простейшая аллюзия – это наркомания, когда зависимый сознательно убивает себя, но не может остановиться ради ощущения кайфа, когда он «под дозой». Но глобально создательница рассказывает о проблеме непринятия себя стареющий и дряхлеющий, под невыносимой тяжестью «гламурных стандартов». А также о власти триггера, толкающего человека на безумные поступки. Ведь история начинается с внезапного увольнения, без которого Элизабет вообще не посмотрела бы в сторону какого-то «магического зелья». Она еще бы не один год спортивно танцевала на экране, искренне считая себя сексапильной и медийно востребованной. Но жизнь-злодейка бьет чертовски больно, и героиня импульсивно выбирает саморазрушительный путь.
Далее мы смотрим ураганную смесь визуально-прекрасного и ужасного, причем в крайних точках проявления. И если глянцевое великолепие воспринимается как само собой разумеющееся, то физиологические кошмары способны шокировать тех зрителей, что не привыкли вкушать настоящие боди-хорроры. Режиссер многое почерпнул из творчества Дэвида Кроненберга, добавив также мотивы элитарных картин Стэнли Кубрика и Дэвида Линча. И если сценарно «Субстанция» условно предсказуема (по канве, но не в деталях), то по части визуальной фантазии это поистине уникальное кино. Даже если понимать, что в финале героиню ждет неизбежный полный трындец, то невозможно представить – как именно это будет решено в плане зрелища. И Фаржа, как не крути, превосходит какие угодно ожидания.
В целом «Субстанция» — отвязный сатирический гротеск, неистово громящий шоубизный фасад и вываливающий на публику скрываемые нечистоты маркетингово создаваемой «мировой славы». Причем это не революционное открытие, а констатация всем известной правды, о которой не хочется думать, дабы не расстраиваться. Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно, и используют для достижения результата какие угодно методы. А человек – тварь дрожащая, право имеющая лишь строго следовать правилам, придуманным другими для собственного благополучия. Да, за это платят, но лишь до поры до времени. А потом расплачиваешься ты, и уже до конца жизни.
Добавить комментарий