Боже, почему он ее выбрал? Пожалуй, это главный вопрос «Сторожки», так и оставшийся без ответа. Причем его задаешь еще в начале фильма. Вот жил же успешный журналист Ричард с женой и детьми долгие годы, а потом вдруг взял, да и ушел к… молодой сектантке! Ладно, пусть всему виной нахлынувшая любовь. Но всё же зрелый разумный мужчина без тени сомнения собирается жениться на девушке, папаша которой инициировал массовый суицид. Ушел в мир иной со всей своей паствой. А дочку оставил в живых для того, чтобы она дальше несла в мир его «учение». И теперь уже немаленькие дети Ричарда должны принять такую мачеху, как само собой разумеющееся.
На этом и строится сюжет. Папа решает, что Эйден и Миа должны провести рождественские праздники с новой «мамой». И естественно в мрачном фамильном доме, как и полагается в фильмах ужасов. Жилище находится в нескольких километрах от города, а в округе нет ничего от слова совсем. И если вдруг случится, что дом обесточится, мобильники сядут, а дорогу заметет, то домочадцы буквально окажутся в снежной западне, без связи с внешним миром…
В «Сторожке» ожидаемо всё так и произойдет, но картина Северина Фиалы и Вероники Франц не выживальческая катастрофа, а галлюциногенный триллер, где большую часть хронометража вы не будете понимать – что вообще происходит. Причем снято это в тягуче-сюрреалистичной стилистике, что способно вогнать в сон немалое количество зрителей. Повествование намеренно путанное и тяжеловесное, дабы скрыть объективную реальность происходящего и шоковую развязку. Но насколько художественно удачен такой подход – вопрос с неоднозначным ответом.
Вообще методика хаотичного смешивания видений и яви чертовски удобна для любых «как это?» со стороны зрителя. Всё странное, непонятное, нелогичное в кадре можно выдать за сон, как мачехи-сомнамбулы, так и ее вынужденных детей. Поэтому не спрашивайте ни о чем с позиции здравого смысла, а просто попытайтесь угадать – в чем «фишка» истории и ее посыл? Причем в фильме полно обманчивых эпизодов, которые кажутся важными, но в итоге не получают какого-либо развития. Как, например, здешний привет «Нечто» Карпентера – это просто привет и не более того.
Интересен ли финал? По-своему – да, но без восхищения. Эта картина скорее грустно-драматичная, нежели ядрено-хоррорная. «Сторожка» де-факто о том, что любые действия имеют последствия, и зачастую не такие, как мы себе представляем. А желание «насолить» даже плохому человеку может вернуться таким бумерангом, что голову снесет. Фигурально, естественно, выражаясь. Хотя…
Это один из тех фильмов, на которые мне сложно писать рецензии. Когда фильм западает в душу, но не можешь объяснить почему)
Скорее всего, потому, что я любитель околобытовых драм с флёром безысходности. Тем более, когда к этому добавляются ещё любимые хоррор-элементы и интрига