После просмотра «Терминатора 2» (Shocking Dark) я дал себе зарок больше не прикасаться к творчеству Бруно Матеи. Матеи — настоящий трэшедел, шарлатан, который до конца своей жизни снимал откровенный мусор, будь то фильмы ужасов или порно. Он очень любил снимать по-настоящему унылое кино, даже если бы там экшен лился через край; а также «тибрить» сюжеты из других фильмов. Казалось бы, что может быть хуже? Но нет, «Жестокие челюсти» доказал, что убожество — ещё не предел.
Про сюжет заикаться не буду, он начисто слизан со знаменитых «Челюстей», вплоть до гонок на фрегатах из второй части. Гораздо важнее, что на этот цирк просто невозможно смотреть даже если в мире больше не останется фильмов, а «Жестокие челюсти» останется последним представителем кинематографа.
Количество сценарной тупости неисчислимо. Навскидку вспомню момент, когда парочка пытается выплыть к берегу, а друзья на пляже ржут над акулой, которая их преследует. Или когда девка на катере зачем-то поливала погибающего парня (!) бензином, а друг зачем-то выстрелил в струю из ракетницы (!!). А вот ещё момент: шериф на вертолете зачем-то пытается выманить акулу с помощью приманки на веревке, прикрепленной к борту, и дико негодует, когда эту приманку проглатывают, а вертолет кренится вниз (!!!).
Впрочем, удивляться местной тупости не приходится — создателям было просто плевать на фильм. Плевать на актёров, которые даже не играют, плевать на персонажей, потому что вы даже не запомните их имен (апофеоз тупости — парализованная девочка не раз будет шевелить ногами); плевать на сценарий, потому что там полно левых сцен, которые присутствуют, чтобы растянуть хронометраж; а в конце вообще будет какая-то бредовая солянка из рандомных сцен — но и на это плевать. Плевать на всё.
Акула? Чтобы вы понимали; 90 процентов появлений хищника — это просто кадры из документальных фильмов; что-то подобное я видел в «Аду живых мертвецов», тоже от Маттеи, кстати. Изредка покажут пластмассовое чучело с безумными глазами. Убийства? Просто дикие нарезки кадров, никакой жести не будет, максимум — розовая кровь. Гвоздь в гробу — это повторяющиеся кадры, вставленные к месту и не месту; иногда «перевернутые», чтобы особо не «палиться».
Опять же, Маттеи было плевать на кино. В «Терминаторе 2» или «Зомби 3» был хотя бы задор, были попытки в трэше. Здесь же нет ничего. Пустое, безжизненное, убогое кино, пытающееся выплыть на фоне успеха франшизы «Челюсти». Вдобавок, его очень тяжело смотреть — полтора покажутся сущей пыткой. Я даже плюсы вычленить не могу, хотя старался. Хотя нет, вон девочка-инвалид вроде была неплоха. Если опустить тот факт, что она абсолютно лишняя для сценария. Зачем она была нужна? Ну злые языки поговаривают, что эту тему Маттеи позаимствовал из другого итальянского трэшака — «Последние челюсти» с Виком Морроу.
Проплываем мимо…
У Бруно Маттеи есть хороший трэш, но также он не брезговал откровенным плагиатом. Со всех сторон ругают его «Жестокие челюсти», но я, возможно, когда-нибудь все же посмотрю. Лучшие фильмы Маттеи снял в 1980-е — «Ад живых мертвецов», «Зомби 2», «Крысы: Ночь ужаса». И поздний его трэш «Остров живых мертвецов» мне понравился.
Этот мужик же снял «Крысы ночь ужаса» один из любимых фильмов, когда там в конце снимают противогах, а там человек-крыса блин! Один из главных шок-моментов детства) Круче любой концовки «Пилы» и прочих ваших любимых финальных твистов. Прям огосподи десять из десяти. Насколько крутое кино про крыс.
Вот про Челюсти и Терминатора от него не помню, а Зомби-3 разве не всё тот же Фульчи снимал?
Фульчи снял минут 50 и на этом процесс остановился. Доснимала сиквел парочка Маттеи-Фрагассо. Сам Фульчи к сиквелу относился отрицательно. Да он и не вписывается в стиль Фульчи. Тот был склонен к сюрреализму, апокалиптическим образам, а тут чисто экшен, причём порой вне связи с логикой. Но мне нравится этот фильм. Маттеи-Фрагассо умели снимать хороший трэш, что ни говори