Рику Браунинг наиболее известен как сценарист и режиссёр сериала о дружбе мальчика и дельфина «Флиппер». Поначалу этот сюжет был экранизирован в виде полнометражного фильма Джеймсом Б. Кларком в 1963 году, затем через год запущен на телевидении. В середине 1990-х, на волне интереса аудитории к перезапускам старых сериалов (в эти годы, например, вышла первая часть «Миссии: невыполнима»), франшиза получила второе рождение на малом экране, а в 1996 году был снят новый полнометражный «Флиппер», с участием юного Элайджи Вуда.
Практически вся творческая деятельность Браунинга связана с морской тематикой. Ничего удивительного в этом нет – режиссёр родился в курортном городе Форт-Пирс и начал свою карьеру с выступлений в аквапарках, после чего стал продюсером водных шоу в «Weeki Wachee Springs». Путь в кино он начал как статист, исполняя роли подводных жителей в хоррорах 1950-х, также играл «человеческую» роль в сериале «Морская охота» (1958 – 1961). Из трёх полнометражных фильмов Браунинга два опять же посвящены морю, а «Солти» (1973), повествующий о дружбе мальчика Тима и морского льва Солти, вполне может напомнить «Флиппер» (тем более следом вышел и сериал про Солти с участием Браунинга как постановщика).
Сложно сказать, почему Рику Браунинг в 1978 году вдруг решил попытать свои силы в полицейском боевике. Возможно, тому «виной» чрезвычайная популярность полицейского экшна, начавшаяся в США после коммерческого успеха боевика Питера Йетса «Детектив Буллит» (1968). Финансирование, естественно, было не в пример ниже, чем у какого-нибудь «Грязного Гарри». По сути, «Мистер Безногий» — типичная продукция для грайндхаусов, выпущенная на волне успеха полицейского жанра для быстрого снятия сливок с популярной темы. В фильме Рику Браунинга отнюдь не всё идеально, но, в общем и целом, он не заслуживает забвения (оно и не случилось, ведь лента имеет перевод даже на русский язык).
Возможно, ошибкой постановщика было пригласить на одну из главных ролей рестлера Рона Слинкера, пусть он и служил в полиции флоридского города Тампа на протяжении десяти лет. Ему не хватает не то что актёрского опыта (в дальнейшем мы убедимся, что и непрофессионал может быть вполне колоритным), сколько харизмы и обаяния. Особенно он проигрывает на фоне своего напарника в исполнении Ричарда Джекила, номинанта на «Оскар» за 1972 год. Неудивительно, что фильмография Слинкера этим фильмом и ограничивается.
А вот ветеран Корейской войны Тэд Воллрат, ставший после тяжёлого ранения, приведшего к ампутации обеих ног, чемпионом по карате, вполне на своём месте. Его герой – один из основных злодеев, что может показаться забавным только на первый взгляд. Персонаж вышел по-настоящему зловещим и опасным, способным не только командовать армией послушных бандитов, но и вступать в бой с противниками даже сидя в инвалидном кресле (надо же было Воллрату позволить продемонстрировать, за что ему присудили чёрный пояс). Помимо этого, его инвалидное кресло оборудовано всевозможным оружием, включая даже метательные звёздочки, как у ниндзя. Персонаж, созданный постоянным соавтором Браунинга Джеком Кауденом, получился немного комиксовым злодеем, не вполне реалистичным, зато запоминающимся. Не зря вся лента названа в его честь.
Другой злодей, сыгранный опытным актёром Ллойдом Бохнером, типичный мафиози с итальянскими корнями, скрывающийся под личиной бизнесмена. Такие герои были популярны в криминальном кино 1970-х. В Италии в это время выходила масса политико-криминальных лент авторства Дамиано Дамиани, Элио Петри и Франческо Рози, а в самих США вышли две части «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы и «Злые улицы» Мартина Скорсезе. Персонаж Бохнера, конечно, проигрывает Безногому Лу, но по-своему является отражением американской преступности 1970-х. Также стоит выделить Рэнса Ховарда в колоритной роли подручного Лу.
Стоит заметить, что в фильме Рику Браунинга отрицательные герои явно интереснее двух полицейских детективов, расследующих их делишки. Даже одарённый Ричард Джекил не может совершить чудо и поднять своего персонажа выше примитивного уровня среднестатистического копа, пусть и с нарциссичными наклонностями, а уж про рестлера Рона Слинкера и говорить не стоит.
В плане экшна режиссёр тоже постарался с переменным успехом. Если перестрелки сняты захватывающе и кроваво, то вот драка Безногого Лу с подручными своего компаньона, который отдал приказ его убить, вышла не слишком качественной. Чтобы скрыть огрехи постановки Браунинг даже прибегает к эффекту slow motion, но он выглядит далеко не так эффектно, как в изысканном экшне Джона Ву или во франшизе «Матрица». Зато финальная погоня мало чем уступает оной из «Детектива Буллита», особенно учитывая кардинально разные бюджеты лент.
В целом, «Мистер Безногий» вполне добротный малобюджетный экшн, который едва ли разочарует и современного зрителя, привыкшего к обилию компьютерных эффектов. Сюжет фильма пусть простой, но грамотно поданный, а детективная интрига выдерживается почти до самого финала. Вопреки мнению некоторых рецензентов, Мистер Безногий не самый интересный, но, несомненно, один из колоритных образов единственного боевика Браунинга. Очевидно, фильм не принёс режиссёру какого-либо успеха – больше за постановку Рику Браунинг не брался, вернувшись к своей основной профессии сценариста. Он, например, поучаствовал в 1980 году в создании малоизвестного хоррора «Гигантские клешни» на экзотическую тему крабов-убийц.
P. S. 27 февраля 2023 года Рику Браунинг скончался в своём доме во Флориде в возрасте 93 лет.
Оценка: 6,5
Добавить комментарий