Думаю, многие из тех, кто посмотрел трейлер «Вышки», занес фильм в свой лист ожидания. При отсутствии звездных имен в актерско-режиссерском составе, будущая премьера цепляла незаезженной идеей и потенциально головокружительными съемками. Из синопсиса и рекламного ролика мы знали, что сюжет строится на злоключениях двух девушек-экстремалок, решивших забраться на недействующую телебашню высотой 600 метров. Трейлер фактически рассказывает первую треть картины и интригующе завершается на факте застревания героинь на вершине. Слава пиарщикам, что так, ибо в ленте достаточно сюрпризов, которые нужно увидеть и прочувствовать без засвечивания в рекламных материалах. Пусть фильм – стопроцентный выживальческий триллер, с характерными жанровыми атрибутами, но куда более изощренный, чем кажется.
Впрочем, настоящий кайф от просмотра начинаешь получать не сразу. У «Вышки» жесткий и зрелищный пролог, в котором погибает Дэн — муж одной из главных героинь, но далее наступает аляповатая художественная условность. Молодая вдова Бекки от горя пьет практически целый год (на какие шиши, не работая – не спрашивайте, это неважно), собачится с отцом, который пытается вытащить ее из алкогольного безумия, и всерьез подумывает о суициде. Но откуда не возьмись нарисовывается лучшая подруга Хантер, которая тоже была тогда на горе, с которой сорвался Дэн, и предлагает Бекки своеобразную терапию от депрессии. Сломленная горем девушка нехотя соглашается, и вот уже альпинистки-любительницы мчатся в пустыню, где их ждет офигительное, во всех смыслах, восхождение. У Бекки моментально слетает с лица отпечаток беспробудного пьянства, да и последующая демонстрация физической формы явно не клеится с годовым запоем. Впрочем, все эти мелочи моментально забудутся, когда девки поползут вверх, навстречу кошмарной западне.
Конечно, будет немало журналистов, блогеров и простых зрителей, которые разнесут «Вышку» за крайне условный реализм (хотя, кто из них был на маленьком пятачке на 600-метровой высоте?), но фильм снят не во славу законов физики и дотошного изучения человеческой живучести. Это чистокровный адреналиновый аттракцион, где важно проникнуться магией кино, а не выискивать всевозможные ляпы. И самое главное достоинство «Вышки» — эффект присутствия, особенно ощутимый при просмотре на большом экране, для которого и сделана картина. Мы буквально вместе с девушками взбираемся по длиннющей лестнице телебашни, вкушая страх и удовольствие, и на каждую опасную ситуацию смотрим с замиранием сердца. «Вышка» срежиссирована так, чтобы чувства затмевали разум, ощущалась головокружительная высота и ужас свободного падения. Тем более, что режиссер не щадит героинь, у которых все попытки спасения терпят фиаско.
Так или иначе по духу «Вышка» похожа на другие survival-жутики, причем на лучшие их представители. Так же, как Арон Ралстон, реальный герой «127 часов» Дэнни Бойла, девчонки никому не сказали, куда направились, а значит помощи ждать не от кого. По аналогии с «Замерзшими» Бекки и Хантер не могут спуститься на землю и страдают от жажды и голода, и к тому же подвергаются атакам грифов, которые, как акулы, чувствую кровь из раны на ноге одной из девушек. А еще в памяти всплывает «Синяя бездна», где две ныряльщицы наедине друг с другом оказались в практически безвыходной ситуации. Но в то же время «Вышка» не схалтурена из пресловутых штампов, даже в силу эксклюзивности ситуации. Хотя, ради справедливости нужно отметить, что вскрывшийся личностный конфликт между Бекки и Хантер довольно традиционен для подобного кино, но в контексте рассказываемой истории уместен. А ключевой замаскированный «вот это поворот!» уже использовался в одной кинокатастрофе последних лет, которую, во избежание спойлера, не будем упоминать. Но всё это абсолютно не мешает получать удовольствие от творения Скотта Манна («Турнир на выживание», «Скорость: Автобус 657», «Финальный счет»), для которого это лучший фильм в карьере на сегодняшний день. Напряженная атмосфера филигранно соткана, эмоциональная вовлеченность на высоком уровне, а жанровые элементы разнообразны – от мелодрамы до зоохоррора. Плюс хорошая динамика и высокая плотность событий в минималистском сюжете не дает времени на осмысление сценарных огрехов. Как драматичная эффектная страшилка «Вышка» прекрасна, и вряд ли когда-нибудь сотрется из памяти у тех, кто ее посмотрел.
Добавить комментарий