«Когда вы включаете телек – там только смерть!»
А наверное фильм с таким названием действительно многие ждали. Есть же распространённое мнение – щемящая ностальгия, что раньше трава была зеленее и ужастики куда лучше, чем сейчас. Впрочем то, что еще совсем недавно все мы жили в ином мире, где и кино воспринималось по-другому – отдельный вопрос, уводящий в особую плоскость анализа. В данный же момент просто констатируем, что хорроры старой школы в совокупности были технически примитивнее, но в сущности честнее и жанрово внятнее. За это многие и любили олдскул; практические, а не графические эффекты, во многом стереотипные, но увлекательные сценарии (говоря о массовом, а не об элитарном кинематографе), и старательное следование жанровым канонам. Сейчас же хорроры стали визуально навороченными, сюжетно изощренными, но нередко пластмассово-бездушными, особенно, когда выходят ремейки – фактическая адаптация «страшной» классики к современным запросам и вкусам. Как правило, в новых версиях упор делается на модернизированный визуал, с одновременным упрощением изначального авторского замысла. Иначе говоря – происходит опопкорнивание. А еще хуже (не всегда, но часто), когда за перерождение олдскула хватаются безденежные и бесталанные энтузиасты, на выходе у которых получается совсем уж примитивная кустарная резня, выдаваемая за подражание хоррор-шедеврам прошлого. Таким образом по факту имеем ситуацию, когда появление хорошего фильма ужасов, снятого в ретро-стилистике – большая редкость. Но фанаты первых серий франшиз про Крюгера, Вурхиза и Майерса не теряют надежду, как и эстеты более тонкого европейского хоррора XX века. Так что название «Классическая история ужасов» привлекает значительную целевую аудиторию из условных «стариков», которые надеются на то, что «хоть бы сейчас всё было снято правильно и с душой».
Но особенность нынешнего кино такова, когда его снимает «молодняк», а не почтенные мэтры, что это в любом случае будет постмодерн, подразумевающий лукавство, а возможно и глобальную деконструкцию канонов, несмотря на заверение в названии. И в данном случае по сути происходит второе, под дымовой завесой «строгого следования устоям».
Самые первые кадры действительно обращаются к классическим атрибутам хоррора, а конкретно – слэшера; жутко-загадочный пролог, где фигурирует обреченная жертва и непознаваемый маньяк, волочащий топор. А далее кровавая картинка сменяется видом дороги с высоты птичьего полета, по которой едет машина куда-то в сельскую глушь. Так что изначально правила знакомой игры соблюдены, что подтверждает и демонстрация пассажиров упомянутого авто – мальчишки и девчонки до тридцати, за исключением мрачного возрастного врача, волею случая, оказавшегося попутчиком. Естественно, дальнейший прогнозируемый «поворот не туда» включает в себя и сегодняшние «признаки эпохи» — смартфоны и любительский репортаж для трэвел-блога. Впрочем не сомневайтесь, что как только ребятки заедут в «тьму тараканью» — пропадут мобильная связь и интернет, это уже нью-классика.
И вот здесь важно отметить, что в дальнейшем хронометраже «…история ужасов» — не слэшер, а слоубёрнер, то есть атмосферно-психологический хоррор, где долгое время визуальная жесть сведена к минимуму, а ощущение кошмара нагнетается посредством длительной нервозной прелюдии, с всё возрастающим саспенсом. Впрочем и до того, как местное Зло выложит карты на стол, будет эпизод, снятый на все «18+», и подготавливающий зрителя к грядущим взрывам насилия.
Проводя параллели с чем-то недавно похожим, стоит вспомнить «Солнцестояние» Ари Астера, которые создатели «…истории ужасов» бесспорно смотрели, как и куда более древнего «Плетеного человека» Робина Харди. Но фишка в том, что в данной интерпретации это всё тот же пресловутый постмодернизм, и кино в принципе не о том, о чем кажется. А вот его истинная суть скорее приглянется поколению социальных сетей, Ютуба и Нетфликса, на производственной базе которого и снята картина. Иначе говоря, перед нами сейчас извращенная, переиначенная, упакованная в смартфонный формат классика, а вовсе не первостепенная. Плохо ли это? Ну если только для «стариков», воспитанных на ранних Карпентере, Хупере, Крейвене и иже с ними. А для сегодняшних зумеров, пожалуй, всё как надо – модно, современно и цинично весело. Да и цитата из фильма про «телек», выступающая эпиграфом к рецензии, легко применима и к Ютубу, для тех, кто формально подтвердил Гуглу свой возраст.
Добавить комментарий