


|
||||
|
Перегнувшие палку — рецензия на рассказ Вадима Громова «Лепила» (2017 г.)В оформлении материала использованы фотографии куклы, созданной мастером Светланой Мизантроповой (примечание администрации) Жесть с первых строчек. Будут те, кто бросит читать на первой странице. Причем даже из числа фанатов ядреных хорроров. У «Лепилы» нет умиротворенной преамбулы с наброском характеров героев и последующим постепенным их развитием. Главная малолетняя сучка (другого слова не подобрать) сразу же проявляет себя, дико измываясь над умственно отсталым парнишкой, в то время как дружки сучки спокойно стоят рядом, до поры до времени кайфуя от отвратного зрелища. Автор не щадит чувств и желудков читателей, смачно описывая сцену подросткового насилия, намеренно вызывая рвотный рефлекс. И действительно хочется блевать как от кодлы малолетних сволочей, так и от их отмороженного поступка. Но подобная стилистика — не писательская слабость Вадима Громова, упивающегося насилием ради насилия, а важное сопоставление с последующей «ответкой», которая ждет здешних подонков.
Страница литературного сборника «Самая страшная книга 2019» в КЛУБ-КРИКе, куда входит данный рассказ. 7 комментариев Перегнувшие палку — рецензия на рассказ Вадима Громова «Лепила» (2017 г.)Добавить комментарий |
|||
|
Ну не понимаю, что тут жестяного и ядрёного. Честно. Читал и даже отзывался коротенько. Обыкновенная подростковая жестокость, описанная в лайт-форме, и детская страшилка младше возраста персонажей лет на восемь.
Понятно, что восприятие у каждого своё, и когда лично мне, например, говорят, что «Паранормальное явление» — один из самых страшных фильмов за всю историю кинематографа, я искренне отвечаю, что чуть не уснул, причем несколько раз, пока смотрел в кинотеатре, и единственное, что меня встряхнуло, это финал, но и то чисто на уровне скримера.
Касаемо «Лепилы», постараюсь объяснить, почему, имхо, это жесть, и думаю, что не только «имхо» (хотя не для всех, и это нормально, см. абзац выше). Изначальный эффект в плотной концентрации нескольких общепринято отвратных или, как минимум, неприятных факторов. Во-первых, лидер банды (называю в рецензии ее сучкой абсолютно искренне, вот как чувствую), у которого минимальная предыстория «…Дело было даже не во втором месте по рукопашному бою, которое она заняла на областных соревнованиях полтора месяца назад…», которая только подчеркивает отрицательность персонажа (ибо самообороне/боевым искусствам детей учат однозначно не для того, чтобы они потом избивали других детей). То, что лидер — девочка, еще более усиливает эмоциональный эффект (и это не сексизм, а подсознательное восприятие, в силу традиционного воспитания, а-ля — «мальчики — озорники, а девочки — добрые и мягкие). И когда нет преамбулы, которая как-то условно оправдывала истязателей (суровая бытовуха, насилие в собственных семьях, дурная наследственность), то мы и видим чистую жесть, усиливаемую тошнотворным натурализмом сцены и еще более тем фактом, что жертва — умственно отсталый ребенок, причем еще более сходящий с ума после завершения издевательств.
Для меня (подчеркну — лично для меня), лайт-форма подростковой жестокости — это словесные насмешки, тычки, пинки, которые бесспорно тоже отвратительны по своей сути, но находятся в пределах некой границы. А вот «жри тараканов и жри дерьмо! (не фигурально!) — это уже переходит в иную плоскость психологического, а по сути — физического насилия, в процессе которого жертва может включить любую «ответку», не осознавая — что делает, просто испытывая всепоглощающую ненависть, затмевающую разум и осознания каких-либо моральных границ.
По сути как раз об этом «Лепила», как и эстонский «Класс», который я упоминаю, где истязатели в итоге тоже «кое-что перешли», когда жертвы подверглись запредельному унижению, и финал фильма шокирует масштабом и «ковровой бомбардировкой» (когда мстителям по хрену — кто там больше виноват, а кто — меньше), а не тем фактом, что убивать людей — это же немыслимо…
Ни в коем разе не спорю и не пытаюсь переубедить, но у меня иной жизненный опыт и критерии также другие.
С определением «сучка» согласен. Не единожды наблюдал таких в секциях и на улице. То, что она лидер — естественно и нормально. Здесь, в лайт-версии, не указана действительная подоплёка лидерства — её хотят. Ещё неумело, но она уже этим пользуется.
Детей учат самообороне, но после эти «дети» специально ищут приключений и практики. Кто-то отрабатывает приёмы на хулиганах, кто-то на слабых, кто-то на бомжах. Кому-то просто нравится мучить. Так что реально. Могу — потому делаю — вот единственная подоплёка, если нет морали или страха перед наказанием.
Вы знали, что на «девочковые» соревнования по боёвке рекомендуется ставить двух надзирателей? «Милашки» входят в раж так, что вдвоём растаскивать надо. А пацана достаточно одного из двух за шкирку взять, чтобы оба успокоились. Боевые «девочки» гораздо агрессивнее боевых «мальчиков», а ещё им башню сносит до полного неадеквата, если личико попортят.
«Жри» несъедобное — вообще школьная классика. Даже в советских фильмах и книгах проскальзывает. Но, соглашусь, без натурализма.
…Здесь, в лайт-версии, не указана действительная подоплёка лидерства — её хотят. Ещё неумело, но она уже этим пользуется…» — вот, кстати, с позиции секса я «Лепилу» не воспринял, как раз потому, что автор никак на этом не акцентирует внимания, но говоря о психологии в целом — да, это имеет место быть, хотя сами герои, в силу своих малых лет, этого еще прямо не осознают. Сейчас не то, что у меня перевернулось представление о происходящем в рассказе, но этот нюанс бесспорно интересен.
«…Детей учат самообороне, но после эти «дети» специально ищут приключений и практики. Кто-то отрабатывает приёмы на хулиганах, кто-то на слабых, кто-то на бомжах. Кому-то просто нравится мучить. Так что реально. Могу — потому делаю — вот единственная подоплёка, если нет морали или страха перед наказанием…» — да, это понятно, и я сам это знал и видел, когда в школьные годы несколько лет занимался боевыми искусствами. Но от двух сэнсэев в секции как раз и следовали прекрасные посылы, а-ля «каратэ не для драк», «вы здесь развиваетесь не только физически, но и духовно, что не менее (а может и более) важно», ну и «чувствовать себя уверенно в жизни, защищать слабых…» и т.д. и т.п., как и должно было быть. Ну а потом я сам видел, кто из учеников как в реальности использует полученные навыки. И вполне можно сказать, что не только в книгах/кино, но и в реальной жизни это критерий оценки — кто хороший, а кто — плохой. Естественно, это очень условно, всегда есть много дополнительных факторов, и люди с годами могут меняться в обе стороны и неоднократно, но тем не менее всё же «как использовать силу» может много сказать о человеке, по крайнем мере — какой он сейчас.
«…Вы знали, что на «девочковые» соревнования по боёвке рекомендуется ставить двух надзирателей? «Милашки» входят в раж так, что вдвоём растаскивать надо. А пацана достаточно одного из двух за шкирку взять, чтобы оба успокоились. Боевые «девочки» гораздо агрессивнее боевых «мальчиков», а ещё им башню сносит до полного неадеквата, если личико попортят… — вот этого не знал, так как реально с этим не сталкивался, именно с «девчонковыми» соревнованиями.
Да, В. Громов не акцентирует внимание на половозрастной психологии. Более того, он её будто стесняется и избегает — и это я считаю недостатком в освещении темы и проблемы произведения. К сожалению, автор на диалог в моей авторской колонке на Фантлабе не пошёл.
Девочки созревают физически и психически раньше мальчиков — потому и лидерство. С «прямо не осознают» сей нюанс соглашусь только частично — даже мальчикам уже доступно самоудовлетворение. У «детей» в описанном возрасте нет опыта, и то у «благополучных». Интерес есть уже у всех.
Применение силы и навыков действительно может многое сказать о человеке. Особенно в описанном В. Громовым возрасте. Именно в том самом возрасте — как первая реакция и первый выбор. Я согласен с тем, что хулиганы его рассказа анормальны. Но, к сожалению, они чрезвычайно распространены.
А вообще мне как реалисту — причём не натуралисту даже — странной кажется реакция фанатов хоррора на типичную бытовуху-лайт в исполнении младших подростков. Если отвлечённо — «круто», если конкретно — «ой-ой-ой». А потом имеем то, что имеем, как в «Оно 2» современности. Танцующий к(г)омик, нож по рукоять в угол челюсти и «снежки» камнями. Но это так, стилистические прения, не личные.
«…С «прямо не осознают» сей нюанс соглашусь только частично — даже мальчикам уже доступно самоудовлетворение…» — но в любом случае есть разница между «я вот прям ее хочу, да и вообще хорошо бы ее уломать на это…» — это прямое, фактическое взрослое влечение и конкретное желание (говоря о возрасте немного постарше) и между «ну да, классная девчонка, с ней клёво, она крутая, покруче отдельных пацанов…» — вот под этим я понимаю «прямо не осознают», это еще подсознательное влечение.
А «реакция фанатов хоррора…» — это опять же возвращаясь к примеру «Паранормального явления»; я искренне ждал премьеры этого фильма, и хотел, чтобы мне было страшно хоть на каком-нибудь уровне. В итоге не было ни на каком. А так если субъективно и рандомно идти по популярным хоррорам: «Хостел» — не страшно, тупая резня, хотя смотреть не скучно, и личный минимальный ужас только в том, что есть такие люди, которые вот так с удовольствием режут других людей и упиваются безнаказанностью. «Пила» — уже другое восприятие (последние серии не берем во внимание) — пусть опять же тошнотворная резня, но с некой философской базой и определенной социальной проблематикой (хотя в первую очередь тоже мясо-аттракцион), отсюда куда более, имхо, серьезное и жуткое восприятие, так как через всю эту мясорубку тебе что-то сказали, о чем ты хоть немного задумался. Помнится, Игорь, вам не понравился оригинальный «Попутчик», и на мой взгляд, вопрос его максимально сильного восприятия заключается в том, в каком возрасте его впервые посмотреть и с каким опытом отсмотренных хорроров. Посмотри впервые я его сейчас, я стопроцентно восхитился бы игрой Рутгера Хауэра, но вряд ли бы восхитился фильмом в целом, ибо сколько уже этих киношных маньяков видено, включая Джона «Пилу» Крамера или даже философствующего маньяка-андроида из «Бегущего по лезвию» в исполнении того же Хауэра. А вот тогда Джон «Попутчик» Райдер показался инфернальным монстром, без мотивации, но с железобетонным упорством, когда хочется помучить кого-то конкретного. И это вселяло неподдельный ужас.
Согласен, разница между «хочу» и «делаю» огромна. Но десять лет младшему брату Жанны, а не ей и её кобелькам. Кроме того, в рассказе есть ВК на мобиле. В эпоху общедоступного интернета современная молодёжь представляет вполне осознанно, что и куда вставляется.
Но, соглашусь, четвёрке действительно не 16-17 лет. Будь так, Жанну сместили бы на вторую позицию. Пусть агрессивная, но баба вожака. До несовершеннолетних не доросли, но и малолетние уже не дети.
Если вернуться к Вашему анализу, то я всего лишь не согласен с определениями рассказа как «жесть», «экстремальный» и «натуралистичный». Рассказ хорош, но его «взрослость» явно завышается, причём не только Вами, но и другими фанатами хоррора: https://fantlab.ru/work976077
Объективно, без учёта личных предпочтений каждого возможного читателя, имеем следующее:
— целевая аудитория 12-15 лет;
— авторская городская легенда;
— мистика.
Как Вы верно отметили, воспитательный посыл рассказа минимален. Я бы уточнил, что он на уровне десятилеток. Почему так? Потому, что «Лепила» нацелен лишь на конкурсное соответствие жанру. В него изначально не закладывалось взрослой проблематики. Цель — попасть в альманах. В кинематографе есть хорошее определение — «семейное кино». Там взрослое даётся так, что дети его практически не воспринимают. Здесь даже этого нет.