Еще одна жертва отечественных прокатчиков, которые сначала перевели название дословно – «Дом улиток», а потом спохватились – «такое же никого не заинтересует!», и переиначили на «Проклятие Кинтанара». Не знаю, кому как, но лично меня слово «Проклятие» слегка выводит из себя, ибо уже вусмерть затерто в названиях, и зачастую не соответствует оригинальному имени картины. А вот «Дом улиток» звучит куда более интригующе, ибо необычно. Но конечно профессионалам от пиара виднее. По их мнению, все всегда хотят смотреть «Проклятия…», даже если в фильме речь вообще о другом. А чего там и почему придумали создатели – кого это волнует, главное – продать! И по сути сейчас это не критика алчных маркетологов, к которым относится и автор сих строк, а грустная констатация действительности. Претендуя на прибыль, художественное произведение превращается в товар, который нужно завернуть в цепляющую взгляд упаковку и эффектно прорекламировать. Именно поэтому зачастую трейлеры сильно отличаются по динамике и визуалу от самих фильмов, а родное название приносится в жертву трендам и штампам. И положа руку на сердце, с «Домом улиток» так и надо было поступать. Самопродающих крючков у фильма нет, в виде больших звезд и громкого режиссерской фамилии. Разве что имя одного из продюсеров можно связать с мощной «Платформой», но и эта хоррор-драма – артхаусный проект, неизвестный широкой публике. Еще в актерском составе есть Пас Вега, но эта испанская актриса знаменита в узких кругах и у массового российского зрителя точно не на слуху. Поэтому дистрибьюторам только и остается, что спекулировать на фейковом «Проклятии…», благо вопреки недовольству вашего покорного слуги, это слово автоматически привлекает внимание.
О чем же де-факто «Дом улиток»? А он как раз о творце с притупившейся коммерческой жилкой, когда издательство срочно требует от него новый роман, а литератор им – «Пошли вы! Я — гений и имею право на творческий кризис!». Но как бы там ни было, беллетрист понимает, что с интеллектуальной производительностью надо что-то делать, и по классике отправляется в глухую деревушку, где никто не будет мешать спокойно вернуться в писательскую форму. И также по классике село оказывает адовым местечком, где по округе бродят волки, у одной семьи в сарае на цепи сидит сумасшедший человек, а среди жителей популярно поверие о кровожадном демоне, приходящем из темного леса…
Скажу честно, опытные поклонники хоррор-фильмов, причем не низкопробных, а как раз таких, где «думать надо», ничего принципиально нового в «Доме улиток» не увидят. Буквально накануне данной публикации, я в рецензии на фильм «Определитель» рассуждал о том, как же плохо, когда мозговыносящий финал никак не вяжется со всеми остальными событиями в рассказанной истории. Испанская картина – как раз приятный обратный пример, благо у сценария крепкая литературная основа в виде романа Сандры Гарсиа Ньето, и детали, из которых, как известно, и состоит дьявол, проработаны последовательно и внятно. Другое дело, что открывающаяся в развязке «суть» была уже реализована ни один, ни два, и даже ни десять раз в других фильмах, и с насмотренным зрителем, как «офигенная фишка», она уже просто не работает. Но хотя бы «твист» не падает с неба, а обусловлен предшествующими событиями, и по части логических связей ленту особо не за что критиковать.
Ну а что же интересного до финала? Да в общем-то нескучное крепкое повествование, в форме параноидально-детективного триллера, когда городской писатель офигевает от деревенских жителей, для которых в порядке вещей держать на цепи и кормить как собаку живого человека, проводить ритуалы по защите от злых духов и бить по морде «понаехавших». Но при этом у писателя двойной интерес; во-первых, играть в сыщика и пытаться раскрыть все жутковатые загадки деревенского бытия, а во-вторых, под влиянием здешней атмосферы и происходящих событий писать новый роман. Ах да, есть еще и третий; сексуальная арендодательница, которая прониклась к нему симпатией и с которой литератор не прочь «то самое». Одним словом – тридцать три удовольствия для творческой личности, подкрепляемые постоянным употреблением горячительных напитков.
В «Доме улиток» немного визуальных ужасов, как таковых, больше саспенса и запудривания мозгов, как главному герою, так и зрителям, но то, что всё же будет, произведет впечатление. Хотя в целом ставка сделана на пресловутую «непредсказуемую концовку», ради зрительских оваций по поводу «ну ни фига себе!». При этом, что писатель в кадре строчит откровенно бульварный роман, что «Дом улиток» при всей качественности постановки, является тем же «желтым чтивом», когда в истории нет реальной смысловой нагрузки, а есть просто одноразовый эффект от мудреной страшилки, которую, честно говоря, не так интересно повторно разбирать с точки зрения филигранности постановки, как, например, «Других» Аменабара (условный пример, в «Доме…» твист иного типа). Фильм качественный, но на уровне «чего-то увлекательного, чтобы время убить». И лишнее доказательство тому, что когда-то крутой сюжетный перевертыш, ломающий канон классического повествования, уже стал штампом сам по себе.
Страница фильма «Проклятие Кинтанара / Дом улиток» в КЛУБ-КРИКе
Да, неверные названия главный бич российских дистрибьюторов. А ведь название тоже важно, и когда оно оригинальное, возможно, потенциальная аудитория даже больше заинтересуется. Судя по фото, Пас Вега хорошо выглядит в свои за 40.
Да, в названии «Дом улиток» можно найти куда больше смысла, чем в трендовом «Проклятие Кинтанара», но в оригинальном названии всё на уровне метафор.
Пас Вега в фильме выглядит прекрасно, моложе своих лет. Причем те, кто ожидает здесь «что-то увидеть» с ее участием, тот увидит, но несколько не так, как себе это представляет 🙂