Интересно анализировать большой хит через несколько лет после его выхода, когда восторженные эмоции улеглись, и на фильм можно взглянуть куда более пристально и критично. В случае с «Не дыши» Федерико Альвареса формально всё по-прежнему на своих местах. За прошедшую пятилетку картина ничуть не устарела и четко работает как жесткий, напряженный и захватывающий триллер, смотрящийся на одном дыхании. Виной тому бесспорный талант режиссера, каких особенно любят в Голливуде, когда в рамках маленького бюджета творец создает настоящий блокбастер. Хотя помимо профессионализма и одаренности не обошлось и без магии кино, когда какие-нибудь схожие «Незваные гости» проходят незамеченными, а «Не дыши» собирает в мировом прокате почти сто шестьдесят миллионов долларов при бюджете в десять миллионов. Причем в обозреваемом фильме нет «звезд», а более-менее массово известный исполнитель – лишь Стивен Лэнг, обретший популярность на склоне лет, благодаря «Аватару» Кэмерона. В качестве дополнительной именитой поддержки здесь также выступил Сэм Рейми, как один из продюсеров, но и его персона не гарантировала стопроцентного успеха. Так что в первую очередь молодец – постановщик Альварес, доказавший, что его ранее снятый ремейк «Зловещих мертвецов» не был случайной удачей.
Итак, вот сюжет, для тех, кто сейчас узнает об этом фильме впервые. Троица юных «домушников» решает по наводке ограбить дом ветерана войны в Ираке, ослепшего вследствие тяжелого ранения. По надежной информации, в обители старика хранятся триста тысяч долларов – компенсация, выплаченная случайным убийцей его дочери. Криминальный молодняк по-тихому ночью проникает в дом, предварительно накормив снотворным ротвейлера хозяина, но ветеран внезапно просыпается и дает жесткий отпор.
Сначала пропоем дифирамбы. «Не дыши» — полтора часа чистого саспенса и адреналина, когда в фильме точно нет ничего лишнего, а скорее кое-чего не хватает, но об этом позже. Как ситуационный триллер – это практически шедевр, где «кошки-мышки» между «зелеными» грабителями и матерым душегубом, которому слепота не особо мешает, динамически и стилистически выверены на высоком жанровом уровне. Прелесть происходящего в том, что до финальных титров почти не задумываешься – что реально, а что нет, из-за плотной концентрации крутых сюжетных поворотов. У героев-воров нет ни малейшей возможности расслабиться хоть на секунду, как и у их палача, дом которого превратился в смертельный лабиринт. Казалось бы – он же слепой! Да только слух и нюх у старика обострились до предела, плюс физическая форма, вследствие армейской закалки, как у молодого! Весь фильм грабители пытаются покинуть адское жилище, а ветеран ловко отсекает все пути к спасению, эффективно орудуя пистолетом и голыми руками, заслышав малейший звук.
С точки зрения всевозможных экшен- и хоррор-фишек в замкнутом пространстве, кино чертовски изобретательное, с отличной операторской работой Педро Луке («Немой дом», «Девушка, которая застряла в паутине») и сценарием самого Альвареса, который пару раз точно заставит сказать «ничего себе!». Кроме того, в фильме есть весомый элемент зоохоррора (вы же помните ротвейлера, который поначалу вроде как уснул?) и маньячного жутика (ветеран, мягко говоря, стабильно превышает допустимую самооборону). У режиссера явно была большая свобода творчества, при этом Альварес не перелил кровищи, в первую очередь оперируя атмосферой тотального ужаса. Но в целом зрелище полностью соответствует рейтингу «R», детей стоит держать от экрана подальше, да и особо впечатлительным взрослым кино покажется запредельной дичью, даже при минимальной количестве фактических убийств.
Да, как брутальный жанровый фильм, «Не дыши» действительно хорош. Но в чём же тогда ложка дегтя, а точнее – целая поварёшка? А в том, что в данной истории нет положительных персонажей, от слова «совсем». Ну разве что таковой можно посчитать маленькую сестру грабительницы, ради которой воровка совершает определенные действия. Но эта девочка фигурирует фрагментарно, реально не влияя на происходящие события, а лишь чуть-чуть «обеляя» свою непутевую родственницу. А на основной сцене мы фактически имеем упомянутую омерзительную тройку балбесов, которая только и умеет, что воровать, и не мучается дикими угрызениями совести. Один из взрослых «ребятишек» — закоренелый бандюган, второй – пусть менее испорченный, но готовый легко поступиться моральными принципами ради третьего члена шайки – девчонки, которая тоже бандитка с большой дороги. Пусть в сценарии и прописаны некие «смягчающие обстоятельства» (девчонка из неблагополучной семьи и искренне желает счастья свой сестричке, а ее напарник-воздыхатель зазря никому не хочет причинять зла), но всё это условное «бла-бла-бла», так как подельники легко идут грабить инвалида, причем забрать деньги, полученные в результате смерти его дочери. Сам же старик – тот еще псих и отморозок, и его деяния также невозможно оправдать случившейся трагедией. Таким образом «Не дыши» буквально о том, как одни откровенные засранцы столкнулись с другим отпетым негодяем, и хуже ветеран только в том смысле, что у него методы жестче, да и крыша давно съехала набекрень. Ну а так никакой симпатии к героям не испытываешь, ибо все – уроды, получающие по заслугам.
Таким образом по результатам пересмотра четко возникает двойственное ощущение. С одной стороны «Не дыши» — мастерски проделанная работа, крутой аттракцион напряжения и жести, сотворенный одаренным кинематографистом. А с другой стороны, здесь практически невозможно испытать заветный катарсис, который, наверное, мог бы случиться, если бы все персонажи так и не выбрались из «камеры пыток». Но финал истории достаточно снисходителен к отдельным поганцам, как будто говоря, что в реальном мире нет никакой справедливости, и судьба нередко благоволит тем, кто того вообще не заслуживает. Впрочем, развлекалово есть развлекалово. Альварес явно не собирался говорить со зрителем о чем-то серьезном, и выдал крепкий человеконенавистнический шокер. Ну а феерические кассовые сборы доказали, что это именно то, что нужно современной целевой аудитории.
Добавить комментарий