
Бывает же так, что режиссер, специализировавшийся сугубо на боевиках, и как правило — рукопашных, вдруг решает попробовать себя в жанре детективного триллера, где отставной коп схлестнется с таинственным душегубом, любящим шарады. Реально такого не ждешь от Дэвида Уорта, когда-то снявшего практически культового в отечественном прокате «Кикбоксера» с Ван Даммом, и менее известную экшен-дилогию «Леди Дракон» с Синтией Ротрок. Переход от зубодробительного махача к психологическому жутику выглядел странно, но, с другой стороны, Уорт — ремесленник, а не самобытный автор, поэтому любой творческий процесс для него — просто работа, которую надо сделать максимально хорошо. И в случае с «Пророком смерти» требовалось создать цепляющую жуткую киноисторию, где основная ставка делается на интригу, а не боевые эффекты. А в помощь возможному жанровому шедевру прилагался бесспорный харизматик Деннис Хоппер, который к 2000-му году сыграл уже во множестве триллеров, как правило воплощая образы крайне поганых парней. В итоге не сказать, что Уорт однозначно провалил задачу, просто он снял одноразовое потоковое кино, быстро затерявшееся среди множества себе подобных.
Итак, ветеран убойного отдела Винсент Свон получает открытку «Я хочу играть!». И хотелось бы думать пенсионеру, что это какая-то дурацкая шутка, да только последовавший телефонный звонок не оставил сомнений, что мрачное прошлое внезапно вернулось. Свона терроризирует маньяк, которого Винсент вроде как убил, после чего и оставил службу, да только преступник волшебным образом не умер. Или же это сумасшедший подражатель? Но тогда почему он так много знает о Своне… и его тайне?
Если вы вдруг подумали, что Хоппер привычно играет «коварного злодея», то вот и нет. Здесь Хоппер как раз «детектив на заслуженном отдыхе», фактически жертва давления психопата, который с особой жестокостью умерщвляет незнакомых Свону людей, при этом всячески толкая действующих копов на мысль, что «пенсия» имеет ко всему этому прямое отношение. Винсент и не скрывает от следственной группы, что пару лент назад, будучи еще в штате, ловил удивительно похожую сволочь, а в итоге ее и прикончил. Впрочем дотошный следак из настоящего уверен, что тогда Свон превысил полномочия, впал в аффект и фактически свершил самосуд, в чем упорно не хочет сознаваться. Винсент же говорит, что кем бы ни был новый сумасшедший, он возьмет и его, живым или мертвым.
Печально, что рассказывать о «Пророке смерти» интереснее, чем его смотреть. По факту это вялотекущая криминулька, где очень много болтовни, зачастую не имеющей особого значения для сюжета и лишь формально раскрывающей характеры героев. Полиция уныло расследует дело, попутно творя всякие глупости, Свон без сомнения опытнее и проницательнее всех следователей, вместе взятых, ну а маньяк еще умнее и эксцентричнее. Преимущественно действие состоит из телефонных звонков от злодея, пререканий Винсента с копами — «кто как должен работать», а также нравственных мучений еще одной жертвы безумного преступника, вынужденной плясать под дудку незримого кукловода. И Хоппер, при всем уважении к его актерскому таланту, так себе смотрится в образе «дедушки с ксивой», у которого хоть и есть скелеты в шкафу, но глобально он хороший до неприличия. Местами кажется, что актер и сам ощущает, что это роль не его, и в целом играет достаточно отстраненно. Но, благо, есть и сцены, где Деннис дает волю эмоциям, исполняя их с истинным мастерством.
Насилия в кадре немного, и по градусу жести снято оно как для вечернего телесериала, нежели как для большого взрослого кино. По-своему впечатляют взмахи окровавленным ножом в стиле «джалло», но само кровопускание остается за кадром. Вспоминая, как Уорт ставил драки в своих ранних боевиках, понимаешь, что в этом проекте ему просто негде себя показать, и в плане экшена остается довольствоваться лишь одной пешей погоней в середине картины и локальной схваткой в финале, где всё равно не будет рукопашной хореографии. Зато в фильме есть эпизод с топлесс-танцульками в стриптиз-клубе, который вообще ни на что не влияет и существует лишь ради визуальной перчинки. Что же до смысловой нагрузки «Пророка смерти», то это история о скверных поступках «вчера», порождающих еще большее зло «сегодня». Ничего принципиально нового, просто художественное напоминание о том, что любые сделанные гадости не растворяются в прошлом, а имеют отложенный и накопительный эффект.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Преданным поклонникам Денниса Хоппера, когда нравится практически всё, что делал этот замечательный актер, покинувший мир в 2010-м году.
- Любителям историй про психов-загадочников, терзающих обреченных на смерть «умными» вопросами.
- Фанатам финалов «ну ни за что не догадаетесь!», даже если они не выдерживают логического разбора.
- Не ждущим от маньячного триллера зверского насилия, как обязательного атрибута, а испытывающим кайф от самого процесса расследования (здесь однозначно бульварного, а не интеллектуального).
Итоговая оценка — крепкое «удовлетворительно», в том числе и за занятный реверанс в сторону самого знаменитого фильма Альфреда Хичкока.
Страница фильма «Пророк смерти» в КЛУБ-КРИКе
я видел когда-то. Хотел бы пересмотреть, а тут как раз такой мотивирующий текст. Из тех лет я еще хотел бы пересмотреть «Жертвоприношение» с Майклом Мэдсеном.
Да, «Жертвоприношение» в той же тональности, его тоже смотрел в свое время. Причем картина с Медсеном тот же случай, когда маньячный триллер снял экшен-режиссер Марк Лестер («Коммандо», «Разборки в маленьком Токио», «Элитный отряд»).